Призрак капитализмаТЕКСТ:
Антон Долин
ФОТО: outnow.ch
На Каннском кинофестивале показан «Космополис» Дэвида Кроненберга
|
В конкурсе Каннского кинофестиваля показан «Космополис» Дэвида Кроненберга – возвращение канадского мастера к радикальному авторскому кино.
Поразительное место – Канн. Каждый год неведомым
образом, собираясь вместе в одной программе, выдающиеся режиссеры со
всего мира вдруг начинают говорить об одном и том же, перекликаться
паролями-отзывами, будто члены тайного клуба. Много
ли вы видели фильмов, все действие которых происходит в белом лимузине,
который в течение суток едет по улицам мегаполиса? В каннском конкурсе
таковых сразу два: «Holy Motors» Леоса Каракса и «Космополис» Дэвида Кроненберга. И еще одна параллель. Слова, которыми завершается конкурсное «Ограбление казино», могли бы стать отличным эпиграфом к «Космополису»: «Америка
– это не страна, Америка – это бизнес». Впрочем, в новой ленте
Кроненберга афоризмов хватает и без того, поскольку она является
экранизацией одноименного романа выдающегося писателя Дона Делилло.
Взять для примера хоть слоган, принятый на вооружение антиглобалистами
из фильма: «Призрак бродит по миру, призрак капитализма». Точнее не скажешь.
Призрака играет Роберт Паттинсон, по иронии каннских совпадений оказавшийся в Канне синхронно со своей партнершей по «Сумеркам» и по жизни Кристен Стюарт. Обоим
удалось выйти за рамки навязчивых образов, но в случае Паттинсона речь
идет не о тривиальных экспериментах над внешним обликом, а о настоящей
большой роли. Собственно, теперь впервые с удивлением можно
констатировать, что он хороший актер. Разумеется, стать таковым можно
было, лишь оказавшись в руках крупного режиссера. По счастью, в свои 69
Кроненберг продолжает оставаться таковым, выбиваясь из череды «каннских старцев». «Космополис»
пока не переведен на русский, так что без пересказа сюжета не обойтись.
28-летний мультимиллиардер по имени Эрик Пэкер пересекает Манхэттен на
своем лимузине. Его цель – парикмахерская, его постоянные спутники –
шофер и глава службы охраны, его спутники, сменяющие друг друга, –
любовница, финансовый аналитик, руководитель информационного
департамента, врач, старый знакомый, еще один аналитик, еще один
аналитик… Эрик сделал
ставку на падение курса юаня, но тот, против ожиданий, поднимается все
выше; через считаные часы герой станет банкротом. Меж тем в городке
жуткие пробки из-за официального визита президента США и пышных похорон
скончавшегося ночью рэпера. Однако
охранника тревожит не это, а сообщения об угрозах жизни Эрика. Похоже,
по его следу идет убийца-психопат, чьи действия невозможно ни
предугадать, ни предотвратить. Череду попутчиков
Эрика играют колоритные артисты – комик Джей Барушель, дива Жюльетт
Бинош, углубленная в себя Саманта Мортон. Ненадолго покидая автомобиль,
миллиардер сталкивается своей женой Элизой Шифрин (красавица Сара Гэдон, игравшая жену Юнга в «Опасном
методе»), с которой завтракает, обедает и ужинает, но никак не может
заняться сексом. Потом на Эрика вдруг нападает кондитер-террорист,
преследующий знаменитостей лишь для того, чтобы под объективами
фотографов размазать им по лицу торт собственного изготовления (в
этой крошечной роли эффектно выступает Матье Амальрик). Лимузин
атакуют, разрисовывают и чуть не поджигают неведомые анархисты. Но при
всех этих неприятностях лицо главного героя практически не меняется:
единственное, что на нем можно прочесть, – это страдание от
невозможности по-настоящему возбудиться, возмутиться или испугаться.
Последнюю попытку вытряхнуть Эрика из его кокона сделает тот самый
киллер в последнем и решающем диалоге фильма (эта роль досталась Полу Джаматти). Пугающее
совершенство и отнюдь не наигранно презрительная улыбка Паттинсона,
будто навеки осужденного на вампирское амплуа, тут уместны как никогда. Непроницаемо-холодное
выражение лица этого властителя мира способно всерьез испугать, но
первый испуганный – сам Эрик, осознанно и последовательно идущий
навстречу смерти и разорению, чтобы хоть на минуту почувствовать себя
человеком. Этот персонаж – апофеоз многолетних исканий Кроненберга,
которого больше всего на свете интересуют мутации и мутанты. И если в
его мире уродство неоднократно казалось прекрасным (в «Связанных намертво» или «Автокатастрофе»), то почему бы однажды красоте не предстать чем-то чудовищным? Герой
Паттинсона смотрит на внешний мир из своего лимузина с любопытством и
брезгливостью, как на отталкивающее произведение значительного
художника; камера Питера Сушицкого, неизменного оператора Кроненберга,
так же пристально и отстраненно рассматривает его отрешенное лицо. «Космополис»
открывается и закрывается титрами, идущими на фоне шедевров
американского абстрактного экспрессионизма: в начале это живопись
Джексона Поллока, которую принято ассоциировать с импульсивной
креативностью, а в финале – макабрические цветовые пятна Марка Ротко.
Эрик Пэкер мечтает купить Ротко для своей личной коллекции, но не
какую-то картину, а всю часовню, предсмертное и важнейшее творение
художника. Миллиардер-плейбой категорически не понимает, почему
искусство, сколь угодно великое, должно быть в общем доступе, почему бы и
его не перевести в частную собственность того, кому это по карману.
Пожалуй, «Космополис»
– первый фильм Кроненберга, который выходит за пределы
антропологических штудий, на глазах превращаясь в откровенное
политическое высказывание. Заклеймив
капитализм, режиссер повел себя последовательно: после многолетних
попыток найти компромисс с коммерческим кино он снял бескомпромиссный
авторский фильм, хоть и не без участия звезд. Разумеется,
ироничный канадец далек от морализаторства: он любуется своим героем
как невиданным монстром, но с той же смесью гадливости и сочувствия
рассматривает его убийцу, деклассированного интеллектуала, ютящегося в
трущобах. Непреодолимость трагической дистанции между ними – тот
феномен, который позволяет превратить современную сатиру в поистине
апокалиптическое полотно. В программе того же фестиваля – к счастью, не в конкурсе, а в параллельном «Особом взгляде» – показали режиссерский дебют Брэндона Кроненберга, сына Дэвида, под названием «Антивирус».
Несуразная и претенциозная научно-фантастическая лента о культе
знаменитостей выдает лишь одно – жгучую мечту Брэндона когда-нибудь
сравняться с отцом. Характерно, что пока Кроненберг-младший копается в
родительском наследии, неумело воспроизводя эстетику ранних папиных
фильмов, Кроненберг-старший умело и хладнокровно разделывает нынешнюю
действительность. Свойство большого таланта – всегда быть актуальным.
Как говорилось в лучшем из старых фильмов мэтра, «да здравствует новая плоть». И, добавим, старый Кроненберг.
ИСТОЧНИК
Поиск информации: Arven,
специально для robocaine.ucoz.ru
При полном или частичном копировании
информации получение разрешения администрации, указание авторства перевода и активной
ссылки
на сайт обязательны |