В один из последних
дней в гонку за "Золотой пальмой ветвью" включился фильм бывшего
канадского бунтаря и авангардиста Дэвида Кроненберга "Космополис" -
антиутопия о хаотическом конце капитализма.
В охваченном паникой и беспорядками Нью-Йорке Эрик Паркер,
мультимиллионер и "золотой мальчик" с Уолл-стрита в белом лимузине
пытается осуществить важную жизненную задачу - посетить своего
парикмахера. Нужно ехать через весь город, но он в смертельных пробках.
Улицы стали совсем непроезжими после того, как парализованный Манхэттен
навестил президент страны. Хаос стремительно нарастает, и вскоре герою
остается только беспомощно наблюдать за крахом своей финансовой империи
из шикарного, но бесполезного автомобиля. К тому же у него крепнет
подозрение, что некто собирается его пристрелить.
Картина снята по роману Дона Делилло, который трудно назвать
антиутопией просто потому, что сюжет кажется актуальным уже сегодня.
Разве только чуть-чуть опережает события.
Как следует из пресс-конференции с Дэвидом Кроненбергом, книгу
Делилло он даже не читал - продюсер Паоло Бранко предложил ему идею, и
он нашел ее интересной. Это - вопреки его обыкновению, потому что он
предпочитает разрабатывать собственные проекты. Но, получив предложение,
он прочитал книгу - и согласился. Написал сценарий за шесть дней.
Потому что диалоги из романа можно было просто перепечатывать на
компьютере. Кроненберг находит их изумительными, блестящими, достойными
пера Гарольда Пинтера.
Делилло - американец, Кроненберг - канадец. Кроненберг утверждает,
что есть между двумя странами принципиальная разница. "В Америке и
Европе считают, что канадцы - просто усовершенствованная версия
американцев - они утонченнее и лучше себя ведут. Но все гораздо сложнее.
В Канаде не было революций, рабства и гражданских войн, вооружены здесь
только полиция и армия. Гражданское население совсем не склонно к
вооруженному насилию, и у нас есть такое сильное чувство общности, что
американцы считают нас социалистической страной. Делилло сделал так, что
я могу понять Америку", - говорит Кроненберг.
Увлекшись блестящими диалогами, Кроненберг практически целиком
построил на них свою картину. Благо, действие в основном замкнуто в
навечно застрявшем в пробке лимузине. Полный коллапс города, страны,
капитализма и мира в целом - главное ощущение, которого хочет добиться
режиссер, и манекеноподобный Паттисон с его отлакированной мертвечиной
супермодели здесь, пожалуй, на месте.
В этом лимузине проходят все драмы данного жизненного этапа героя -
включая драматическое расставание с любовницей (Жюльетт Бинош). В салоне
лимузина проходит и почти весь фильм, и его монотонность достигает критической отметки: в зале начинается недовольное шевеление.
Тема всевластных денег - ведущая тема фильма - сближает его с
южнокорейским "Вкусом денег", но все познается в сравнении, и теперь я
могу признать, что корейцы оказались интереснее, изощреннее маститого
канадца. Там не менее мрачно, но по крайней мере весело. Зато Кроненберг
приходит к важному выводу: Маркс был прав в своем "Коммунистическом
манифесте", когда предрекал: капитализм достигнет таких степеней
экспансии, а общество станет развиваться со скоростью, уже
неподконтрольной человеку, и тогда мир станет совершенно непредсказуемым
и неуправляемым. Это написано в 1848 году! - восклицает Кроненберг. И
именно эту картину стремится воспроизвести в фильме. "Я часто думаю, что
бы сказал о моей картине сам Маркс. Ведь она показывает свершение его
пророчеств", - говорит Кроненберг.
В рейтингах фильм оценили весьма низко: 2,2.
Поиск информации: Arven, специально для robocaine.ucoz.ru
При полном или частичном копировании информации получение разрешения администрации,
указание авторства перевода и активной ссылки на сайт обязательны
|