АКТЕРСКИЙ СОСТАВ
Дэвид Кроненберг и его
давний соавтор, ассистент режиссера Дейдра Боуэн, собрали замечательный
актерский состав, с талантами из Америки, Канады, Англии и Франции. Это
насыщенный персонажами сценарий. Большая часть сюжета состоит из
коротких, напряженных встреч между главным героем и второстепенными
персонажами. Диалог часто требует центарального места.
Личность
Эрика Пэкера и его эмоциональное путешествие развиваются в череде тесных
взаимодействий с людьми космополиса — его сотрудниками, сторонниками и
врагами. Выбор ведущего актера, конечно был крайне важен, потому что
остальная часть актерского состава задействована кратковременно, но
тесно с ведущим. Второстепенные роли также потребовали сильного
кастинга.
"Подбор актеров - это черная магия," - заявил Дэвид
Кроненберг. "Вы можете убить свой фильм, совершив ошибку, даже прежде,
чем вы его сняли." Когда имя Роберта Паттинсона было предложено для
ведущей роли Пэкера, Кроненберг посмотрел большую часть его работ,
включая роль молодого Сальвадора Дали в "Отголосках прошлого" и сказал:
"Роб, самый интересный и захватывающий актер, предложенный для
"Космополиса" и я знал, что он принесет на экран что-то замечательное ,
возможно даже что-то, о чем он сам не подозревает."
Под
руководством Дэвида, Роберт обеспечил острое, осмысленное исполнение.
Фактически, Роберт отмечает, что никогда не чувствовал себя "до такой
степени используемым как актер." Актер Пол Джиамати описывает Роберта
как "гения".
РОБЕРТ ПАТТИНСОН - ЭРИК ПЭКЕР
Эрик Пэкер - эгоистичный молодой
член правящего класса, один процент супер-богатой верхушки. Он -
антигерой, преимущественная действительность которого декадентство и
изоляция. Выбор Роберта Паттинсона для этой малосимпатичной роли не был
очевиден. Суперслава Роберта возможно и дает ему некоторое представление
о бремени успеха, но его бремя включает в себя внимание рьяных
поклонников, которые ожидают от него различных ролей.
И он
моложе, чем изначально задумывался Эрик Пэкер. Возрастные различия
повлияли и на остальную часть процесса подбора актеров. С другой
стороны, молодые миллиардеры и продвинутые спекулянты не редкость в
сегодняшнем обществе. Плюс ко всему, выбор Роберта дает возможность
привлечь новое поколение к работе Кроненберга.
В конечном счете,
выбор опирался на талант и опыт Паттинсона, независимо от известности.
Кроненберг нашел Роберта зрелым и готовым бросить вызов себе: "... Роб
не введен в заблуждение своей известностью. Он понимает, что
популярность не гарантирует того, что ты хороший актер и осознает
опасность участия в проектах, чтобы угодить другим, а не себе."
Воплощение в жизнь маниакально-эгоистичного Эрика Пэкера потребовало от
Паттинсона забыть, какого быть милым персонажем.
Кроненберг
замечает: "Некоторые актеры боятся выглядеть не привлекательными или
нежными, но это никогда не было проблемой для Роба. В фильме часто
всплывает нелицеприятная правда о том, кто такой Эрик и что означает
быть 25-летним миллиардером.... Роб невероятно симпатичен, но он не
должен нравиться." Эрик Пэкер - финансовый бог, возможно жестокий, но с
"глиняными ногами", понят харизматическим, скромным Робертом
Паттинсоном. (примечание переводчика: "Колосс на глиняных ногах" —
крылатое выражение, которым характеризуется что-либо величественное с
виду, но по существу слабое.)
Роберт был удивлен и взволнован предложением для "Космополиса". Он
вспоминает, что получив сценарий годом ранее, подумал что это - "один из
самых оригинальных сценариев, которые читал." Однако он сомневался, что
получит роль: "Когда внезапно пришло предложение, я был поражен!"
Восхваляя
последовательную, "заставляющую думать" и инновационную работу Дэвида,
Роберт говорит, что был уверен, что возьмется за роль. Однако, он
признает: "Я понятия не имел, как я собирался играть его... Я боялся
сначала, главным образом, потому что я мог интерпретировать сценарий и
играть это множеством различных способов..."
У него не было много
времени с Дэвидом перед съемками, но он знал, что был в хороших руках.
Его доверие к режиссеру, так же как Дэвида к Роберту, было обоснованно.
"Я мог чувствовать, как Дэвид формирует то, что мы снимаем, и это
заставило меня действительно расслабиться, потому что это означало, что
не было никакого определенного правильного или неправильного пути. В
конечном счете, я был очень расслаблен, особенно во время напряженных
сцен."
Паттинсон хотел проект, который позволит ему раскрыть
себя, и "Космополис" предоставил ему такого персонажа, чтобы сделать
это. Эрик Пэкер - непостижимый и противоречивый, расчетливый и
безрассудный.
Роберт должен был найти эмоциональное ядро
человека, у которого заниженная чувствительность, который смотрит на мир
с точки зрения чисел и приобретений. Роберт отмечает: "Я думаю, что у
Эрика всепоглощающее эго."
Он живет неестественной жизнью, и
успех Эрика кажется продуктом независимости и холодной рациональности.
Вместе с тем, его странные поиски ради стрижки, опасны и иррациональны.
Обычно, он заставляет людей приезжать к нему, включая врача для
ежедневного осмотра, но он настаивает на встрече со старомодным
парикмахером на другом конце города, несмотря на риск для его личной
безопасности.
Роб отмечает понимание своим персонажем современных событий, бизнеса и
политики. Знание Эриком Пэкером мира, однако, основывается прежде всего
на технологии, и он рассматривает большинство вещей, как простую
информацию, "словно некий список или матрицу,” относительно которого он
беспристрастен, подсказывает Роб.
Роб описывает Эрика "Все время
смотрящий на экраны, сообщающие ему о текущих данных. Я думаю, что он
заканчивает предпринимать решительные меры только, чтобы что-то
почувствовать, потому что он настолько не чувствительный."
Он
знает и отчасти признает многих людей, но кажется, не имеет друзей.
Даже его новая жена чувствует себя отдаленной, приобретением, кем-то
использованным или проигнорированным. Он - повелитель своей вселенной,
но он одинок на вершине? Заботит ли его это? Загадка характера Эрика
главная в фильме, и его взаимодействия со второстепенными персонажами,
как фигуры головоломки, возможно дают ключ к ее разгадке.
ИСПОЛНИТЕЛИ РОЛЕЙ ВТОРОГО ПЛАНА
Кроненберг гарантировал
Паттинсону свою режиссерскую поддержку в создании "достоверного" Эрика
Пэкера. Он также обещал Робу "фантастических актеров" для работы над
"Космополисом", и сдержал обещание. В дополнение к уверенному Полу
Джиамати, Роберт играет с диапазоном исполнителей от свежих талантов
Сары Гейдон и Джея Барушеля до французских светил Жюльетт Бинош и Матье
Амальрик. Паттинсон подводит итог актерского ансамбля: "Все актеры
происходят из различной среды, это разные личности и все снимались в
абсолютно различных жанрах фильмов. Они не много знали о фильме, но все
хотели работать с Дэвидом, и именно поэтому они здесь."
РЕЖИССЕРСКИЙ СТИЛЬ
Есть
много способов режиссировать фильм. Путь Кроненберга не предусматривает
репетицию, импровизацию в диалогах или использование раскадровки: "Я
хочу, чтобы актеры внесли свой вклад в то, как они перемещаются на
съемочной площадке. Язык их тела так же важен, как и диалог. Только
спустя некоторое время на площадке, актеры становятся командой и
исполняют сцену, как театральную постановку".
С эпизодической
природой "Космополиса" и отсутствием репетицией, актеры вливались в
течение нескольких дней не зная стилистического тона. Паттинсон ценил
метод Кроненберга: "Был естественный процесс познания друг друга,
который блестяще работал, особенно в этом фильме, где столько длинных
сцен с таким большим количеством диалогов, неясных по тону и ритму. Как
правило, он останавливался на том, что чувствовалось правильным для
меня, и ему всегда нравились эти трактовки."
Кроненберг
разъясняет: "Особенно с опытным актером, как Пол Джиамати есть столько
слоев, такая глубина, уровни эмоций, все что он может передать в
продолжении диалога – это захватывающее и дает мне направление для
съёмок. Должен ли это быть крупный план или общий план, чтобы иметь
детальное взгляд на язык его тела."
Джиамати считает опыт съемок у Кроненберга "освобождением". Он
объясняет: "Я никогда не работал с таким уверенным режиссером у которого
есть смелость, чтобы взять на себя полную ответственность за фильм,
который снимает давление с актера, вы свободны делать все что
хотите."
Паттинсон комментирует Дэвида, как мастера авторского
кино: "Никогда не похоже, что Дэвид принимает во внимание замечания
продюссеров, чтобы заставить кино обратиться к определенному сектору.
Понятно, что это происходит, но исключительно только из-за того, что
Дэвид снял фильм так, как он может это сделать. Я действительно
чувствовал себя, как актер в этом фильме и чувствовал, что был частью
создания, а не просто безмолвной массой, пляшущей под палочку дирижера."
ЛИМУЗИН В ОДИННАДЦАТИ ЧАСТЯХ
Под
руководством художника-постановщика Арва Грюала были куплены два
белоснежных лимузина, чтобы создать главное место действия фильма.
Первый можно заметить на внешних кадрах, где Эрик садится и выходит из
лимузина, проезжает по городским улицам в бунт на Таймс-Сквер. Этот
автомобиль, в конечном счете разрушен, разбит и сожжен, словно отражая
собственный упадок и причину краха Пэкера.
Второй автомобиль был
быстро вырезан на одиннадцать частей. Каждая часть была подогнана и
смодулирована, таким образом, чтобы облегчить съемку с разных углов
перед зеленым экраном внутри лимузина. В пост-продакшн команда
визуальных эффектов мистера Икс, преобразовала зеленый экран в улицы на
Манхэттене, проходящие через весь город.
Пространственные
ограничения означали, что Кроненберг не мог находиться там с актерами.
Поэтому, он слушал в наушниках и общался через систему интеркома,
наблюдая за действием через монитор. Конечно, он был на расстоянии
нескольких футов и много времени говорил с ними лично.
Роберт Паттинсон находит, что система работала красиво: "Я был в
автомобиле большую часть времени, а Дэвид был за мониторами на
интеркоме, и все же, он был невероятно чувствителен к каждой небольшой
детали, которую мы делали, даже когда мы не осознавали этого. Он всегда,
казалось, улавливал вещи, которые могли стать интересными и это очень
обнадеживало."
Кроме того, Паттинсон считает, что съемки в
автомобиле помогли ему охарактеризовать Эрика: "Я стал близок с
автомобилем и мне было удобно на моем месте, в то время как каждый из
других актеров должен был войти и понять все это для себя. Все остальные
чувствовали себя чужими в "моей" собственности."
Учитывая
характер истории, монтаж, который проделали, кажется динамичным.
Однако, был элемент клаустрофобии, который сделал съемку в лимузине не
легкой задачей, говорит Саманта Мортон: "Действительно самая
стимулирующая роль, что когда-либо была у меня! Так много диалога в моей
голове и перемещение лимузина, и люди, бегающие вокруг! Спасибо за
утешительный голос Дэвида на интеркоме!"
Кроме того, большинство актеров появляются только в лимузине.
Кроненберг
шутил, что это была его версия "Подводной лодки" и поощрило людей
посмотреть "Ливан", действие которого проходит в танке.
После
более месяца съемок главным образом в лимузине, Паттинсон нашел
"освежающим" выйти и работать с другими актерами, испытывая с ними новую
площадку, территорию Бенно и парикмахерскую, также придирчиво созданные
для съемок Арвом Грюалом и его командой.
ГАРДЕРОБ
С гардеробом главного героя, одним и тем же на
протяжении фильма, костюмер Денис Кроненберг признал необходимость
безупречного выбора. Гуччи победил на обоих фронтах. Семь черных
костюмов, подчеркивающих фигуру, белые рубашки и черные галстуки, пояса и
туфли. Денис комментирует: "Я нуждался во множестве костюмов для
персонажа Роба так, чтобы быть готовым ко всем творческим решениям и
возможному разрушению одежды."
АДАПТАЦИЯ
Когда спросили,
как "Космополис" вошел в его жизнь, Дэвид Кроненберг улыбнулся:
""Космополис"- один из тех подарков, которые получаешь внезапно," на
который надеешься, но редко получаешь. Пауло Бранко — признанный
португальский продюсер, о котором Кроненберг знал, но никогда не
встречал, подошел к нему с правами на "Космополис" ДеЛилло. Бранко
думал, что Дэвид идеален, чтобы адаптировать его: "Я знал, что
мастерство Дэвида уравновесит на экране чувствительность и насилие
романа."
Дэвид знал работу ДеЛилло, но не "Космополис". В течение
двух дней он прочитал его и согласился написать адаптацию и
режиссировать фильм. Дэвид написал сценарий в ошеломительные шесть дней.
"Адаптация "Космополиса" проходила так красиво, потому что у книги Дона
есть кинематографическая сердцевина с самыми поразительными диалогами,
которые стоят самостоятельно, таким образом, я провел первые три дня,
расшифровывая диалог и следующие три дня, заполняя описание сцен. И это -
тот самый сценарий, с которым мы снимали."
Однако, Кроненберг признает, что в "переизложении истории для кино...
странным способом я думаю, вы предаете книгу, чтобы остаться верными
ей." Дэвид объясняет, что некоторый материал в романе не подошел бы для
экрана: "В частности, есть многое, что происходит в головах персонажей, и
в этом случае фильм не может обойтись без голоса за кадром, для меня
это не решение. Я думаю, что фильм должен восприниматься как книга,
таким образом, я готов быть жестоким при сокращении, чтобы сохранить
сущность истории."
Хотя Дэвид близко придерживается того, что
продюсер Мартин Кац назвал Делилловские "потрясающе насыщенные,
вдумчивые, умные, драматические, театральные диалоги," история должна
была быть изменена для экрана. Из-за изменений, Дэвид предостерег
актеров от чтения романа. Однако, ДеЛилло был благосклонен в процессе
кинопроизводства и сказал Кроненбергу, что он одобрил сценарий, когда
они встретились в Эшториле у Пауло Бранко.
"Космополис" Дона
ДеЛилло был издан в 2003 и кажется предсказал события произошедшие в
2008 и позднее. Преступная деятельность на Уолл-стрит, скандалы в
Международном Валютном Фонде, воздействие технологии на колебаниях рынка
и кризис американской и европейской экономики.
Кроненберг отмечает: "Это было странно, почти сверхъестественная работа
над "Космополисом", потому что так много произошло в действительности."
Например, можно провести параллель между протестами антиглобалистов в
романе и глобальными акциями движения "Занять", одна из которых прошла в
нескольких кварталах от студии в Торонто, в то время, как снимался
"Космополис". Режиссёр называет роман ДеЛилло "пророческим, в котором
он в значительной степени предсказал экономический кризис, все же это
все абсолютно свежо сейчас." Что касается ДеЛилло, когда он впервые
увидел фильм на экране, он объявил "Космополис" "большим фильмом, частью
которого он горд быть".