В то время, пока огромнейшая "сумеречная" серия близится к своему завершению, Роберт Паттинсон является тем актером, который пытается избавиться от образа кумира подростков и упрочить свое положение в качестве взрослого актера. Новым шагом в этом направлении стало сотрудничество с канадской легендой "телесного хоррора" Дэвидом Кроненбергом – он исполнил главную роль в его экранизации мрачного, научно-фантастического, сатирического произведения под названием "Космополис", написанного Доном ДеЛилло.
Паттинсон великолепен в роли надменного, самовлюбленного молодого миллиардера Эрика Пэкера, который пересекает мрачный Нью-Йорк будущего для того, чтобы подстричься, а вокруг него, тем временем, терпят крах город, его жизнь и состояние. Фильм олицетворяет собой очередной шаг в развитии карьеры Дэвида Кроненберга, опирающийся на триумф его недавних отхождений от хоррора – таких, как "Порок на экспорт" и "Опасный метод" – но, однако, сохраняющий в себе уникальное видение Кроненберга. Стоит отметить, что эта картина подходит своему времени, поскольку в ней находит свое отражение финансовый кризис и протесты на улицах, которые в достаточной степени походят на акцию "Захвати Уолл-Стрит" [прим.: Акция "Захвати Уолл-Стрит" – длительный захват улицы Уолл-Стрит в Нью-Йорке, акция началась в сентябре 2011 года, ее целью является привлечение общественного внимания к преступлениям финансовой элиты и призыв к структурным изменениям в экономике].
Мы побеседовали с Дэвидом Кроненбергом и Робертом Паттинсоном в Лондоне, расспросив их о фильме. В одном из ответов Кроненберга содержатся некоторые спойлеры из фильма, но мы достаточно четко отметили, где они начинаются и где заканчиваются.
HeyUGuys: В фильме рассказывается о мировом финансовом кризисе и антикапиталистических массовых беспорядках в Нью-Йорке. Повлияли ли на фильм акции "Захвати Уолл-стрит" и "Нас 99%"? Кроненберг: Это никак не сказалось на фильме, потому что мы в действительности просто с головой ушли в сценарий. То, что описал Дон ДеЛилло, на самом деле стало предвестником и предсказанием грядущих событий, словно мир попросту последовал за ним. Так что это не изменило того, что мы сделали. Но мы не могли не заметить этого. Пол Джаматти, например, написал мне сообщение, в котором говорилось:
"Поверить в это не могу, я только что видел, как Руперт Мёрдок получил пирогом по лицу!". А мы только что отсняли сцену, в которой пирогом по лицу получает Роберт! Мы подумали:
"Ничего себе, это странно!". Было странно снимать сцены об антикапиталистических, массовых беспорядках, происходящих на улицах Нью-Йорка, а затем читать про акцию "Захвати Уолл-Стрит".
HeyUGuys: Что Вы думаете насчет акций "Захвати Уолл-стрит"/"Нас 99%"? Кроненберг: Это интересно, и я думаю об этом уже после того, как это произошло, но в действительности антикапиталистов в фильме нет. На самом деле, это уже отмечали, и мне кажется, что это замечание верно – акция "Захвати Уолл-Стрит" не является антикапиталистической. Они действительно хотят быть частью действа. Они говорят:
"Мы хотим быть частью этого одного процента. Мы должны быть частью капиталистической мечты". Поэтому дело не в том, что они коммунисты или социалисты, или ненавидят капитализм, или хотят низвергнуть его. На самом деле они хотят быть капиталистами, поэтому акция "Захвати Уолл-Стрит" несколько странная, она не то, чем может вам показаться. Что касается Бенно [персонажа Пола Джаматти], то он любит капитализм, ему нравится инвестиционная сфера. Его протест заключается в том, что Эрик Пэкер [персонаж Роберта Паттинсона] оставил его позади. Эрик обладает быстрой реакцией, он быстрый, он разрушил тот способ, которым Бенно любил работать. Он не антикапиталист. По этой причине действительно нелегко сказать, что фильм посвящен антикапитализму. Это не так.
HeyUGuys: В книге Дона ДеЛилло Эрик Пэкер ставит свои деньги на курс японской иены, которую вы заменили в фильме на китайский юань. Почему Вы внесли это изменение? Кроненберг: Будучи полнейшим профаном в экономике, я предпринял эту незначительную попытку для того, чтобы сделать фильм немного футуристичным. Иена рухнула с тех пор, когда была написана книга, добавьте к этому еще и цунами, которое обрушилось на Японию, которая в мгновение ока была повержена. Однако на момент написания это была страна Восходящего Солнца, все боялись Японию – иена собиралась стать мировой валютой. Но теперь в таком положении находится Китай. Взгляд на Восток был верен, однако в действительности мировой державой станет Китай, а юань к 2015 году станет полностью конвертируемой валютой, которая вполне сможет отобрать у доллара статус мировой валюты. Таков план Китая, но никто, кажется, не думает, что это не случится. Но это было все, что я сделал, не думаю, что это действительно как-то изменило атмосферу фильма.
HeyUGuys: В фильме несколько раз встречается изображение крысы. Выступает ли оно в качестве метафоры, ссылающейся на Год Крысы по китайскому зодиаку? Кроненберг: Я никогда не углубляюсь в метафоры! (смеется) Первый раз слышу об этом, я никогда об этом не думал. И я не знаю, что об этом думал Дон.
HeyUGuys: Роберт, Эрик Пэкер, твой персонаж в фильме, не самый приятный человек – он эгоистичный нигилист. Каким подходом ты пользовался для того, чтобы сыграть подобного персонажа? Паттинсон: Не думаю, что я подходил к этой роли, считая его нигилистом. Мне кажется, что там была энергия, но энергия нигилиста – это нечто другое. В действительности он не совсем сознательно подходит к уничтожению вещей вокруг себя, он просто испытывает все большее напряжение. Ему кажется, что он становится все ближе и ближе к чему-то, и все остальные вещи попросту начинают рассеиваться, он не разрушает их намеренно.
HeyUGuys: Как Вы думаете, Эрик Пэкер может сравниться с другими персонажами Дэвида Кроненберга? Кроненберг: Я на самом деле не думаю о других своих фильмах, я уже говорил об этом. Вы просите меня выступить в качестве аналитика, оценивающего свои собственные фильмы, но я не буду этого делать, потому что это ваша работа! Могу сказать только то, что не думаю о других своих фильмах, когда занимаюсь очередной картиной. Для меня радость – это находиться посреди ночи на улице со своими актерами, когда никого нет вокруг. И ты не думаешь ни о "Сумерках", ни о "Сканнерах", ты думаешь о "Космополисе". Все прекрасно и очень чисто. Когда я занимаюсь монтажом фильма, я думаю о звездной ценности актеров, которые у меня есть; я должен думать о паспорте Роберта, поскольку это канадо-французское производство и обо всех этих вещах, но все это ничего не значит в вопросе творческого создания фильма. Поэтому я стараюсь поддерживать в этом смысле чистоту.
HeyUGuys: Единственной реальной целью Эрика Пэкера в фильме выступает желание подстричься. Почему он жаждет чего-то настолько тривиального? Кроненберг: Тривиальная вещь ничуть не тривиальна. Он сам утверждает это. Он говорит:
"Что такое стрижка? Это календари на стене, это парикмахерское кресло, это соседство". Это его прошлое, в котором он был чем-то чистым, чем-то невинным. Есть одна вещь, которую сделал Роберт, и он, наверное, даже не понимал, что делает это, но он превращался в ребенка в то время, пока сидел в парикмахерском кресле. А пожилой парикмахер стал кем-то вроде его отца или дедушки. Там есть замечательный момент, когда он говорит:
"Тебе было четыре года", а Эрик отвечает
"пять, мне было пять". Это было просто восхитительно. У меня мурашки бегают по коже, когда я просто думаю об этом. Это прекрасный материал, содержащийся в каждой строчке его диалога, присутствует действительно интуитивное понимание этого материала. Поэтому, как я и говорил, это не тривиальная вещь, поскольку в конечном итоге вы понимаете, что стрижка – это его возвращение в детство.
В следующем вопросе содержатся некоторые спойлеры, поэтому вы можете пропустить его, если вы еще не посмотрели фильм.
HeyUGuys: В фильме Эрик и его жена никогда друг друга не касаются, в книге же они принимают участие в массовой публичной оргии, которой в киноверсии нет. Как Вы рассуждали над этим моментом? Кроненберг: Честно говоря, мне не казалось, что они когда-либо касались друг друга в книге. И в книге эта сцена представляет собой съёмки оргии – сотни людей, лежащие на улицах Нью-Йорка. Когда я читал эту сцену, мне, если честно, казалось, что это была фантазия примирения, возникшая у Эрика, которая была достаточно ребяческой. Эрик несколько инфантильный, поэтому я не поверил в то, что эта сцена была настоящей. И я подумал, что на экране эта сцена выглядела бы смехотворно, поскольку вы никогда не поверите в это. Поэтому я подумал – нет, он разрывает связи со своей женой, он никогда ее не касается, они никогда не занимаются сексом. С этим покончено, и это одна из тех вещей, которая подталкивает его к саморазрушению. Существует несколько моментов – это смерть Феза, рушащийся брак, убийство Торвала. Все эти моменты подводят его к концу, который, в некотором смысле, является самоубийством. Он возвращается в свое детство, а затем в более ранний этап, еще до своего рождения, где и есть смерть.
Больше никаких спойлеров. HeyUGuys: Люди не ожидают увидеть Роберта Паттинсона в подобном фильме. Как вы думаете, как отреагируют на фильм "сумеречные" поклонники, которые придут только ради того, чтобы посмотреть на Роберта? Паттинсон: Я не знаю. Я надеюсь, что люди придут посмотреть фильм! (смеется) Завлекай их в кино любым способом, каким ты только можешь! На "сумеречную" фанбазу часто нападают за ее упорство, люди могут сидеть под дождем и ждать. Как, например, вчера в Германии – все эти люди сидели в скверную погоду в отдаленном месте и ждали. Все всегда кричат и все в том же духе, но когда ты идешь вдоль линии, люди дарят тебе книги. Кто-то даже подарил мне книгу Лоуренса Ферлингетти. Они дарят тебе все эти различные вещи, и это не выглядит так, словно они дарят тебе плюшевых медведей. У людей по какой-то причине есть что-то вроде… (он делает паузу), я не знаю. "Сумерки" привлекли настолько широкий диапазон людей, и всех их словно соединили воедино, потому что так гораздо легче получить образ кричащих людей и тому подобное. Это достаточно странный диапазон людей. Многие люди, которые приезжали на премьеры в Европу, уже посмотрели фильм по четыре-пять раз, и у них есть весьма интересные мнения на его счет.
Кроненберг: И у многих из тех девушек, которые были там, на самом деле были экземпляры "Космополиса", они просили нас расписаться на них. И они прочли их или действительно намерены прочесть. В то время, пока у нас шли съемки девушки, молодые девушки, "сумеречные" поклонницы, сделали сайты, все они прочли книгу и по-прежнему взволнованы проектом. Некоторые из этих сайтов были действительно великолепны, они были очень содержательными и замечательными. Ладно, возможно, что они читали только "Гарри Поттера" или "Сумерки", но сейчас они читают Дона ДеЛилло! Что же в этом плохого?
HeyUGuys: Что вас обоих ждет дальше? Вы снова поработаете вместе, но уже над фильмом "Карта звезд", экранизацией романа "Как она взобралась на стол" Джонатана Летема. Это уже было утверждено к запуску, верно? Кроненберг: Серьезно? Ты нашел финансирование? Ты уже можешь прийти с деньгами? (смеется)
Паттинсон: Ты, наверное, знаешь об этом лучше, чем я! Мне хочется это сделать. Я собираюсь начать говорить об этом для того, чтобы найти какое-нибудь финансирование!
Кроненберг: На самом деле, существует некоторая заинтересованность в этом, мы просто говорим об этом. Существует великолепный сценарий, написанный моим другом, писателем Брюсом Вагнером, он написал этот сценарий уже давно, в течение пяти лет он пытался воплотить его в жизнь, а я никак не мог этого сделать. Это один из замечательнейших сценариев. В некотором смысле он очень похож на "Космополис" – его нелегко продать. Он резок в некотором неприятном, дестабилизирующем аспекте, там есть эмоции, но это странные эмоции, как и в "Космополисе". Под конец "Космополис" становится необыкновенным, странным, грустным и эмоциональным, и эти чувства подкрадываются к вам, потому что вы не думали, что все будет так. Именно этим меня поразила книга. Непросто создавать сложные фильмы, даже при наличии заслуживающих доверия актеров. Вигго Мортенсен хочет сыграть какую-нибудь роль в фильме "Карта звезд", и когда у тебя есть два этих парня, ты мог бы подумать:
"Ох, найти пятнадцать миллионов – не проблема", но это не так.