Режиссер рассказывает о том, как чуть было не возглавил съемки одного из сиквелов «Звездных войн», о порнозвездах в большом кинематографе и о самонадеянном Томе Крузе.
Неоднозначное отношение Дэвида Кроненберга к Голливуду в полной мере отразилось в его последнем полнометражном фильме. «Звездная карта» – едкая сатира на звездную одержимость и всю индустрию развлечений в целом. Премьера фильма на минувшем Каннском кинофестивале прошла успешно, а Джулиана Мур, сыгравшая в нем одну из главных ролей, удостоилась звания лучшей актрисы на кинофоруме в Провинстауне.
«Знакомые продюсеры отговаривали меня от съемок «Звездной карты»: «Не, тут я тебе не помощник. Я не могу так обойтись с индустрией, подарившей мне все, что у меня есть», – рассказывает Кроненберг во время получения награды «Режиссер на грани» на кинофестивале в Провинстауне. – Но были и другие точки зрения. В Каннах один из моих приятелей подошел ко мне, обнял и сказал: «Я чуть не обделался со страха, посмотрев твой фильм. Правда, всю ночь мне снились кошмары, а на следующий день, когда я пошел на вечеринку в Hotel du Cap, мне мерещились сцены из твоей картины». Это, наверное, лучшая оценка моей работы».
Первый в истории победитель в номинации «Режиссер на грани» и по совместительству крестный отец кинофестиваля Джон Уотерс лично представил Кроненберга. Он напомнил всем присутствовавшим, что сам Мартин Скорсезе однажды признался, что боится встречи «с этим странным канадским режиссером».
«Я был пьян, когда впервые познакомился с ним», – рассказывает Уотерс. – «Это было на вечеринке в честь семидесятилетия Уильяма Берроуза в клубе в Limelight, то есть почти тридцать лет тому назад. Но, видит Бог, я всегда был преданным фанатом Дэвида».
Затем он представил потрясающий ролик, составленный из отрывков самых шокирующих кроненбергских фильмов. В их числе: «Бешеная» (1977), «Выводок» (1979), «Сканнеры» (1981) и «Видеодром» (1982), картины о темных сторонах человеческой природы – «Связанные насмерть» (1988), «Автокатастрофа» (1996), «Оправданная жестокость» (2005), «Порок на экспорт» (2007), а также самый коммерчески успешный фильм режиссера – «Муха» (1986).
«Это еще скромненько», – прокомментировал видеоролик Кроненберг после того, как на экране друг за другом сменялись кадры с изображением различных жуков, вирусов, расчлененных частей тел, внутренних органов, разрывающихся голов, избиений и порок, взрывов и извращенного секса. «У меня есть материал пожестче», — подытожил Дэвид.
«Всегда удивлялся, когда меня причисляли к числу авторов «бади-хорроров». Даже звучит как-то странно. Никогда к этой категории режиссеров себя не относил. – отметил Кроненберг. – «Но в последнее время мне нравится, когда меня называют королем «венерических хорроров». Да, это маленькое королевство, но оно мое».
Уотерс спросил режиссера, как ему — человеку, которому из года в год приходится обходить цензуру и сталкиваться с недостатком финансирования — удавалось все это время получать материальную помощь со стороны канадских властей? Дэвид отметил, что получалось у него это с огромным трудом, потому что такое понятие, как «жанровое кино», к тому времени еще не сформировалось. Однако ему все же удавалось каким-то образом добиваться хотя бы частичного финансирования со стороны государства, в том числе и на один из самых скандальных фильмов режиссера — «Автокатастрофу».
«Невероятно», — ответил Уотерс. – «У нас тебе не позволили бы снять такой фильм. Даже заплатили, лишь бы ты остановил производство».
Режиссер вспомнил о первой реакции на «Автокатастрофу» в Каннах. Фильм, основанный на романе Джеймса Балларда, рассказывает о людях, которые получают сексуальное удовольствие при виде бьющихся машин и травмированных тел.
«Это картина стала первой, которую я привез в Канны. Директор фестиваля, Жиль Жакоб, сказал мне, что «Автокатастрофу» покажут в середине конкурсной программы, и премьера моего фильма наверняка произведет эффект взорвавшейся бомбы. Он оказался прав. Пресс-конференция была кошмарной. Люди просто взбесились. Весь год на меня устраивали травлю. Особенно это касается англичан. В частности, продюсераДжереми Томаса».
При этом в Канаде, по словам Кроненберга, у него не было проблем с запуском картины: «К тому времени я их так сильно запугал, что они перестали вмешиваться в производственный процесс».
Были некоторые проблемы с запуском американской премьеры фильма. Теда Тернера, тогдашнего владельца New Line, и его бывшую жену Джейн Фонду возмутила«Автокатастрофа», и они пытались запретить выход картины в США.
«Позже я встретил Тернера на красной дорожке во время оскаровской церемонии и спросил: «Автокатастрофа»? Но почему?» — рассказывает Кроненберг – «На что он ответил: «Из-за твоего фильма на свет появилось целое поколение американцев, зачатых на задних сидениях автомобилей».
Уотерс аплодировал Кроненбергу за необычный, но вместе с тем крайне удачный подбор актеров для своих фильмов. В «Видоедроме» приняла участие Дебора Харри, а в«Бешеной» — порнозвезда Мерлин Чэмберс, буквально ворвавшаяся в большой кинематограф в роли кровожадной вампирши.
«Одним из продюсеров «Бешеной» был Айвен Рейтман. Именно он подкинул идею пригласить в наш фильм Чэмберс», – отметил Кроненберг, отвечая на вопрос, сколь важно иметь звездный состав для продажи своего проекта на Каннском кинорынке, – «Он подал великолепную идею. «Бешеная» — малобюджетная картина, поэтому мы не могли себе позволить звезду более высокого калибра. А Чэмберс уже обладала некоторой популярностью... В порноиндустрии, правда. Так или иначе, многие шли в кинотеатры лишь ради нее, а сама актриса получила положительные отзывы за свою роль».
Кроненберг отметил, что ему достаточно комфортно работается на границе между голливудским и независимым кино. Однажды Дэвид был близок к тому, чтобы возглавить экранизацию одной из книг Роберта Ладлэма, а также сесть в режиссерское кресло ремейка «Вспомнить все», постановщиком которого впоследствии стал Лен Уайзман.
«Это большой студийный проект, бюджет которого оценивался в 200 млн долларов», — объяснил Дэвид. — «В итоге они доверили съемки этого фильма какому-то неизвестному парню, который за свою карьеру отметился разве что парочкой клипов. Почему? Его проще контролировать. Со мной работать им было бы сложнее».
Продолжая рассказ о студийных проектах, за которые он мог взяться в свое время, режиссер отметил: «Однажды меня спросили, заинтересован ли я в съемках одного из сиквелов «Звездных войн»? И я, вместо того чтобы сказать «Господи! Конечно, да!», ответил «Знаете, не в моей привычке работать с чужим материалом». Не знаю, насколько далеко могло все зайти, но наше сотрудничество закончилось в ту же секунду».
Кроненберг обычно не занимается тестовыми показами, многочисленными репетициями и раскадровками. На этот счет он вспомнил один любопытный случай. Когда студия New Line Cinema, работавшая над запуском «Оправданной жестокости», провела несколько тестовых показов фильма, результаты ее не порадовали. Однако после ошеломительного успеха в Каннах боссы компании перестали просить Кроненберга перемонтировать фильм.
По поводу частых репетиций он сказал следующее: «Да, однажды мы пробовали снимать в таком ключе. В итоге потратили целую кучу времени и нервов. Я снимаю малобюджетное кино, поэтому не могу себе позволить приглашать актеров на более долгий срок, чем оговорено в контракте».
«Холли Хантер попросила меня провести несколько репетиций перед съемками«Автокатастрофы», на что ей ответил отказом: «Это пустая трата времени. Таким образом мы лишимся эффекта спонтанности, напряжения». Мои слова ее не переубедили: «Дэвид, ты не понял. В этом фильме я постоянно трах*юсь и мне не помешало хотя бы познакомиться со своими партнерами».
Несмотря на огромный опыт работы с использованием натуральных декораций, Кроненберг заявил, что считает себя сторонником современных цифровых технологий. «Да, я очень тепло отношусь к компьютерной графике, ведь это еще один инструмент для создания кино. Когда я работал над «Обедом нагишом» (1991), эти технологии еще не применялись. Но в «Звездной карте» — при всей ее натуралистичности — я использовал много современных технологий. Этот фильм мы снимали в Торонто, а в Голливуде провели лишь пять съемочных дней. Но мне не составило труда добавить надпись на Голливудские Холмы с помощью компьютерной графики. В распоряжении режиссеров есть просто великолепный инструмент для творчества. Возможно, именно поэтому они зачастую применяют его не к месту».
Кроненберг приберег несколько теплых слов в адрес легендарного итальянского кинопродюсера Дино Де Лаурентиса, с которым он работал над «Мертвой зоной» (1983): «Я люблю Дино. Да, он бросил меня ради «Дюны» Дэвида Линча, но я все равно считаю его одним из лучших европейских продюсеров старой закалки. Таких больше нет, он остался последним».
Кроненберг рассказал историю о том, как некогда молодой и самонадеянный Том Крузпришел пробоваться на роль в «Дюне». На нем была бейсбольная куртка и ковбойские ботинки. Восходящей звезде очень хотелось получить роль в картине Линча, но сделать ему это так и не удалось. «Дино поблагодарил его и попрощался. На этом прослушивание закончилось».
«Звездная карта», премьера которого вскоре состоится в США, оказалась довольно дорогой по сравнению с прежними работами Кроненберга – бюджет картины составил около 13-ти миллионов долларов. Возвращаясь к обсуждению фильма, Уотерс спросил: «Думаешь, Голливуд простит тебя за эту картину?».
«С нетерпением жду американской премьеры», – ответил Кроненберг. – «Тут мы в равных условиях: я ничем не обязан Голливуду, а Голливуд не обязан мне».
ОТСЮДА
|