Журнал "SoFilm Magazine" на своих страницах предлагает читателям окунуться в процесс съемок некоторых батальных сцен фильма "Затерянный город Z". Из нашего выборочного перевода статьи этого французского издания вы также узнаете о причинах, по которым некоторое время откладывалось создание фильма, о том, насколько щепетильно относится к самому процессу съемок режиссер Джеймс Грей и о некоторых весьма интересных тонкостях создания картины. Добро пожаловать под кат.
Сканы журнала
Перевод:
Сорок оттенков зеленого.
Именно этими словами Джонни Кэш описал ирландскую глубинку в своей песне 1959 года. Факт заключается в том, что как только вы покидаете Северный Белфаст, то оказываетесь в окружении холмов, и взрыв зеленых оттенков, от изумрудных и нефритовых до оливковых, ошеломляет. Пейзаж формируют пышные наливные луга, разделенные между собой дубовыми и березовыми рощами, на которых пасутся сотни овец. Покинув прибрежный город Ларн и продолжив продвигаться дальше в горы в это воскресное утро, мы открыли для себя не менее поразительный пейзаж: казалось, что вся поверхность, окружающая одну из ферм, изрезана, разодрана и разбита бульдозерами. Сеть траншей, горы обломков, лабиринты из грязи и колючей проволки - вот и все, что осталось там. На том участке этого луга, который устремляется ввысь и сливается с горизонтом, можно смутно различить сквозь дым характерные остроконечные шлемы немецких солдат времен Империи. На другом его конце в окопах, покрытых грязью, сидят десятки британских солдат, ожидая, когда их офицер отдаст им сигнал пройти по этой никому не принадлежащей земле на встречу с вероятной смертью.
Это двадцать пятый день съемок шестого художественного фильма режиссера Джеймса Грея "Затерянный город Z", судя по всему, самого амбициозного его фильма на сегодняшний день. Впечатляющее независимое производство картины потребовало привлечения более 240 технических специалистов, десятки актеров и более ста человек для массовки. И у всех одна и та же цель: восстановить ужасы битвы на Сомме во время Первой мировой войны, длящейся почти пять месяцев и во время которой погибло более одного миллиона человек. (Битва при Сомме — одна из крупнейших битв в ходе Первой мировой войны, в которой было убито и ранено более 1 000 000 человек, что делает её одной из самых кровопролитных битв в истории человечества. Битва длилась с 01 июля по 18 ноября 1916 года на берегах реки Сомма). Электрики, оружейники, каскадеры, звукооператоры, механики, ассистенты и по крайней мере три оператора постоянно бродят по грязи туда-сюда, собираясь вместе вокруг огромной 35-миллиметровой камеры, чтобы посмотреть, как британцы штурмуют сухой кусок земли, разделяющих две армии, и отступают под непрекращающимся, косящим все живое огнем противника.
Посреди этого хаоса и стойкого запаха дыма, Грей (в сером свитере, черном шарфе, повязанном вокруг шеи, и в высоких рыбацких резиновых сапогах, сплошь покрытых грязью) переходит с одного места на другое, давая каждой команде различные указания, и возвращается на плато, где наиболее важная часть команды и актеров готовится к съемкам следующей сцены. Пока Грей ходит вдоль траншей, его останавливает продюсер Энтони Катагас, уже довольно давно сотрудничающий с режиссером, задавая срочный вопрос: "Джеймс, когда все будет готово для этой сцены, кого ты хочешь поджечь первого: человека или лошадь?" Грей на мгновение задумывается, оглядывая акры разгромленной земли, покрытые убитыми и раненными людьми и останками деревьев, и неожиданно начинает громко смеяться, очевидно над абсурдностью прозвучавшей формулировки вопроса, а затем отвечает: "Лошадь, конечно, лошадь".
Добро пожаловать в джунгли до того, как начнется реконструкция великой битвы.
Подготовка фильма "Затерянный город Z" к производству была долгой, тернистой и усыпанной камнями. Хуже того, долгое время многие верили в то, что этот фильм Джеймса Грея никогда не случится. Все началось с публикации в 2009 году книги Дэвида Гранна, журналиста из "New Yorker", "Затерянный город Z: легендарная экспедиция в сердце Амазонки". Книга рассказывает реальную историю британского исследователя Перси Хэррисона Фосетта, который пропал в бразильских джунглях в 1925 году. Он буквально испарился (скорее всего, был убит туземцами одного из местных племен) во время поисков затерянного города, который все называли Z. У пятидесятисемилетнего Фосетта была репутация авантюриста, особенно в высшем викторианском обществе. И в эту печально закончившуюся экспедицию он взял с собой двадцатидвухлетнего сына, Джека. С тех пор про них никто ничего не слышал.
Права на киноадаптацию книги выкупила компания "Plan B entertainment", основанная Брэдом Питтом в 2002 году, и без сомнений и колебаний пригласила для этого Грея. Одно из самых основных изменений, которое внес режиссер: он удалил те части из книги, в которых Гранн идет по следам Фосетта по джунглям, предаваясь современным размышлениям и самореференции. "Деконструкция, как метод изложения, является популярным уже лет двадцать-тридцать. Но я хотел пойти по иному пути, потому что нет ничего более сложного, чем справиться с линейным изложением, сделать его элегантным и подвижным". В 2010 году Грей заканчивает сценарий и в течение двух недель исследует Амазонку Бразилии, чтобы найти "густые и разноплановые" джунгли, которые могли бы придать значение тем местам, которые проходил Фосетт. С Питтом в главной роли и бюджетом в 80 миллионов, "Затерянный город Z" выглядел настоящим "артхаусным" блокбастером – таким эпическим фильмом, которые снимались в Голливуде где-то в районе семидесятых. Но как только Питт отклонил роль, финансирование исчезло. Продюсеры фильма умудрились найти иные источники финансирования благодаря привлеченной звезде Бенедикту Камбербэтчу, которого пригласили на роль Фосетта. Осенью 2014 года начинается предварительная подготовка, но в последнию минуту Камбербэтч решает отклонить проект по "личным причинам", и комадна "Города" снова начинает поиски актера на главную роль. Довольно быстро выбор падает на Чарли Ханнэма, актера, про которого Грей сказал, что у него есть фоусеттовская "сила и жестокость". С Робертом Паттинсоном и Сиенной Миллер, играющими соответственно "правую руку" и жену исследователя, производство "Затерянного города Z" теперь ведется четырьмя компаниями. Бюджет сокращен до тридцати миллионов за десятинедельные съемки, сначала в Белфасте (для сцен, происходящих в Англии, и Первой мировой войны), а затем в Колумбии (сцены в джунглях). После шести лет неудачных попыток книга имеет все шансы попасть на экраны.
"Солдаты часто говорят, что на съемках батальных сцен очень скучно. Мы проводим кучу времени, просто сидя на месте, а затем неожиданно производим рывок вперед", - говорит местный фотограф Эйдан Монаган, наблюдая за десятками и десятками людей из массовки, одетых в военную одежду тех времен с грязными лицами и в рваных мундирах. (Сэм Фуллер объявляет: "Начали", стреляя из заряженного револьвера). Производство фильма где-то на это похоже: месяцы, если не годы подготовки, привлечение сотен людей и миллионов долларов, чтобы получить в лучшем случае по паре нужных кадров в день. Усложняя себе задачу, Грей отказывается использовать компьютерную графику, если только это совсем невозможно избежать; таким образом, перед камерой все происходит "вживую". Он так же отказывается снимать цифровой камерой, что радует Хонджи (главного оператора), снимая 35-миллиметровой камерой. Ко всему прочему команде по спецэффектам приходится получать разрешения на ввоз любой пиротехники из-за древнего закона, принятого во времена противостояния между Северной Ирландией и Англией, когда члены Ирландской республиканской армии доставляли взрывчатку контрабандой. Добавьте ко всему этому белый дым, раздуваемый двумя огромными ветродуйками, который покрывает всю площадь толстым слоем тумана (из-за чего многие члены съемочной группы вынуждены носить хирургические маски), и вы сможете получить некоторое представление о том, как выглядит эта реальность для Грея. "Я хочу, чтобы появилось ощущение выжженности", - говорит он, осматривая декорации. Этим днем солнце и голубое небо не соответствуют ожиданиям режиссера и оператора: очень сложно снимать различные сцены под различными углами с постоянно меняющим положением солнца и цвета неба. И что может быть сложнее, чем съемки на натуре при естественном освещении. "Я приехал в Ирландию, чтобы найти здесь тот же климат, что и в Майами!" - шутливо восклицает режиссер.
Три команды готовы снимать одновременно батальную сцену. Командой А управляет Грей, на главном плане Ханнэм и Паттинсон: они должны сыграть непрерывную долгую сцену внутри заполненного людьми блиндажа. Камера Б, или вторая команда, снимает сцены боя с каскадерами и массовкой на "нейтральной земле". А третья команда собралась вокруг камеры С, они должны запечатлеть на пленку те моменты, на которые у других нет времени. "Сложность заключается в том, чтобы передвигаться с одного плана на другой, - поясняет Грей во время паузы, пока Хонджи налаживает освещение в бункере. –Напряжение не должно спадать, несмотря на все логистические сложности, с которыми сопряжены подобные съемки. В то же время, все должно происходить естественно, по-человечески, с фокусом на деталях. Все должны прислушиваться друг к другу". Ханнэм что-то говорит режиссеру. Грей внимательно выслушивает, а затем поясняет, как один план перейдет в другой. В отличие от остальной команды, режиссер всегда обязан понимать, как один кусок отснятого пазла сойдется с другим в фильме, должен видеть картину целиком и в деталях одновременно.
Снова начинают репетицию, немного передвинув камеры, но тележки двигаются не так, как нужно. Пока их ставят на место, готовя к третьему дублю, Грей начинает волноваться об игре актеров. "Я понимаю, что лучшими дублями являются первый и второй. Но иногда нужно сохранять настрой и до восьмого, и до девятого, когда все актеры понимают, что им нужно делать. В этих съемках мы подобного позволить себе не можем". Раздается сигнал уоки-токи (примечание редактора: портативная радиостанция): кто-то просит подойти Грея к камере Б, чтобы проверить план действия, подготовленный для второй команды. Режиссер бежит к их месторасположению, а потом возвращается обратно по полю, чтобы присоединиться к команде, где Фосетт и его люди атакуют немцев на нейтральной земле. Дым становится густым, однако требуются петарды (кровавые сцены) и настоящие огнеметы. Грей посещает и эту площадку, спрашивает, могут ли солдаты залечь пораньше. Во время повтора этой сцены подходит женщина из команды гримеров с рукой, вернее с частью руки, со вздутыми венами и свисающей частью кости (солдаты говорят, что битва на Сомме была "кровавой баней"). Грей осматривает руку, безымянный палец которой слишком желтый. Как только все солдаты готовы к съемкам, ассистент подзывает Грея: ему надо вернуться к камере А, где готовы снять Ханнэма под другим углом. Немного расстроенный тем, что он не может следить сразу за всем подряд, Грей направляется обратно в бункер, пытаясь обойти глубокие ямы и кучи мусора. Вот тогда начинается дождь.
Апокалипсис сегодня.
Вся эта затраченная энергия выльется в лучшем случае в пять-десять минут на экране. Но битва при Сомме является важным ключом к пониманию жизни и времени Перси Фосетта, поэтому Грей захотел ее присутствия в фильме. Когда его спросили, что же его так привлекло в этой истории, Грей ответил: "Мне нравится сама идея того, что цивилизация – это лишь налет, что вся ее идея – это хрупкий лак, прикрывающий недостатки человеческой природы, таких как злоба, жадность, грубость". И лучшей иллюстрацией этого является Первая мировая война и массовые убийства людей во время нее. С обеих сторон погибло более десяти миллионов человек. А битва на Сомме – кровавейшая расправа над людьми в течение этой войны (двадцать одна тысяча солдат была убита в первый день). Фосетт, офицер британской артиллерии, был призван на службу между двумя своими экспедициями. Он прибыл на север Франции в июле 1916 года, когда битва на Сомме только началась. Гранн, автор "Затерянного города", так описывает этот эпизод: "Фосетт искал пути прикрыть своих людей, но невозможно было спасти солдат от града пуль, от потока огня. Укрыться от воплей и боли раненных. Вот тогда Фосетт назвал это Армагеддоном".
В какой-то степени Грей пытается показать конфликт между изысканным миром викторианской эпохи и первозданной землей Амазонии, и в этом смысле битва на Сомме является одним из самых важных моментов фильма: именно во время этого сражения показывается, что "цивилизованные" люди гораздо более жестоки, чем "дикари", которых встречал Фосетт в джунглях, стиль жизни которых он защищал перед великосветским обществом викторианской Англии. "Каннибализм – это лишь один из способов лишать человека жизни, имеющий под собой основание. Чего не скажешь о гражданских войнах цивилизованного мира". Так написал исследователь в самый пик этого противостояния.
Грей изучал многие материалы о первой мировой войне, посещал музеи, смотрел фильмы. "В идеальном мире я бы пришел на съемки, на которых мне бы было нечего делать. Все бы получили мои инструкции, и я бы сидел в кресле, как Хичкок. Но так почему-то не работает." Как в плохом фильме ужасов, когда начинается дождь, большинство прячется под тентами, на многих из которых есть надпись "Игра престолов" (сериал периодически снимался в окрестностях Белфаста), но некоторые статисты остаются лежать в грязи долгое время, играя "трупы" для общих планов камер Б и С.
Вернувшись в блиндаж, Грей пристально смотрит на экраны. Сцена снимается под другим углом. Воздух сперт. Но ему удается разрядить обстановку шуткой о завтраке. Еще один дубль и ассистент объявляет о переходе к другой сцене. Ханнэм и Паттинсон выходят глотнуть свежего воздуха. Ассистент держит зонтик над их головами: льет сильнее обычного. Еще несколько указаний и Грей возвращается к батальной сцене. Он подходит к камере Б, где устанавливается новый план. Теперь камера двигается вдоль колючей проволоки, показывая тела, части тел, заканчивая письмом солдата, трепещущем на ветру. Грей смотрит на репетиции, комментирует, поправляет: "Положение руки этого трупа слишком голливудское, письмо недостаточно видно…" Такие решения, принятые в последний момент, позволяют сохранить картинку его фильмов или разрушают их.
Пока тут повторяют сцену еще раз, Грея зовут к камере С, где снимается короткая, но важная в деталях сцена, которую он долго изучал, когда писал сценарий. Сотни тысяч солдат французской, британо-индийской армии выстраиваются, чтобы противостоять германской военной машине.
В фильме, как и в реальности, на людях и лошадях противогазы. Грей осматривает эту сцену внимательно и видит, что на лошадях они не те, хотя времени их менять нет. Поэтому эти сцены, как и сцены, в которых лошади возгораются, откладываются.
Дождь льет, как и ведра. Свет "потерян": наступают сумерки. Грязь. Грею мастерски удается на ней не поскальзываться. По дороге к дому он закрывает глаза: "Такое впечатление, что я провел восемь раундов с Мохамедом Али", - бормочет он, посмеиваясь. Затем неожиданно садится и начинает просматривать фотографии сцен, снятых в Белфасте. Пока сложно сказать, на что будет похож фильм "Затерянный город Z", основываясь только на одном съемочном дне, но все фотографии очень красочны.
Потом последуют съемки в Ботаническом саду Белфаста, короткий заезд в Лондон для съемок на улице, и команда отправится в Майами, чтобы улететь оттуда в Колумбию. У них меньше семи дней, чтобы подготовиться к новому витку съемок: их лагерь будет расположен в прибрежном отеле Santa Marta, откуда они направятся в национальный парк Тайрона, где река Пьедрас вливается в Карибское море
_______________________________________________________________________________________________
|