Сказ о юане и простате
Кажется, Роберту Паттинсону с каждым годом становится все стыднее и
стыднее за "Сумерки", поэтому актер складывает в свою фильмографию все
больше и больше авторских проектов. На днях, к примеру, парень
согласился сыграть Лоуренса Аравийского у Вернера Херцога, в то время
как в кинотеатрах идет на редкость своеобразный "Космополис" Дэвида
Кроненберга.
"Космополис" снят по одноименному роману Дона ДеЛилло. Паттинсон
исполняет роль 28-летнего мультимиллиардера Эрика Пакера. В один
прекрасный день Эрик садится в свой роскошный, высокотехнологичный белый
лимузин с простым намерением подстричься…
Канадец Дэвид Кроненберг – дважды лауреат Каннского кинофестиваля,
четырежды его участник, призер Берлинале, номинант "Сезара", Британской
киноакадемии, фестиваля в Венеции. Начав карьеру с изощренных ужасов
("Сканнеры", "Видеодром", "Мертвая зона", "Муха"), вскоре Кроненберг
переключился на извращенные драмы ("М. Баттерфляй", "Автокатастрофа",
"Паук", "Опасный метод"). У критиков режиссер заслужил титул "страстного
любителя человеческих мутаций", который в процессе своего
профессионального и духовного развития перешел от мутаций физических к
мутациям моральным. В каждом новом фильме Кроненберга киноведы упорно
снова и снова ищут хоть какую-нибудь трансформацию и, конечно же,
находят. При желании метаморфозу можно обнаружить в любом герое…
Действие романа и экранизации разворачивается в Нью-Йорке, на
Манхэттене, на протяжении одного дня. Год не указывается: на дворе то ли
ближайшее будущее, то ли слегка утрированное, гиперболизированное
настоящее. Собственно, место действие, то есть Нью-Йорк, тоже
обозначается довольно условно, перед нами некий космополис (по аналогии с
мегаполисом и метрополисом).
Эрик – самолюбивый, самодовольный, абсолютно эгоцентричный, холодный,
замкнутый и отчужденный юноша. На попытки телохранителя отговорить его
от поездки в парикмахерскую, мол, в городе президент, дороги перекрыты,
всюду пробки, герой реагирует нерушимой репликой: "Какой президент?..".
Тянутся часы. Эрик Пакер с суровым задумчивым лицом восседает в
лимузине, который медленно, медленно тянется в пробке в сторону
парикмахерской. Первый гость лимузина – специалист по техбезопасности. В
кадре абсолютная тишина, неслышно ничего, кроме отстраненных,
загадочных реплик героев, беседующих о совершенно непонятных зрителю
вещах. "В моем лимузине полная шумоизоляция. Нет, шум меня мало волнует.
Ключевое слово – изоляция".
Пакер живет в собственноручно сконструированном аквариуме,
бронированном, неприступном, ледяном, как и сам Эрик. Его лимузин, его
офис на колесах – это скафандр, вне которого герою трудно дышать, или
невозможно. В нем он теряет и зарабатывает свои миллионы, колеблет
мировой экономический баланс, проходит медицинский осмотр, мочится и
кончает… Все, кто нужен, приходят к нему, а невозмутимый Эрик тем
временем, обсуждая юань или секс, подставляет доктору простату…
По дороге в парикмахерскую Пакер успевает обсудить свою
техбезопасность, побеседовать с личным финансистом о курсе юаня и
будущем мировой экономики, трахнуть сексапильную арт-дилершу, заказывая
часовню, и силиконовую телохранительницу, случайно увидеть в такси
молодую супругу и допытать ее "когда у нас будет секс?", получить тортом
в лицо от активиста движения против богачей, кое-кого застрелить,
наткнуться на похоронную процессию и, наконец, подстричься… Не до конца…
Жанр "Космополиса" можно определить как герметичную капиталистическую
(или антикапиталистическую) абсурдистскую драму с элементами триллера.
Чудовищно монотонную, статичную, беззвучную и… бессмысленную. И в театре
абсурда, к которому обращаются создатели фильма, и в потоке сознания
традиционно присутствовали своя специфическая логика (либо
ассоциативная, либо так называемая логика абсурда) и глубокий
метафорический подтекст. Подтекст в "Космополисе" очевиден, но логика
(хоть какая-нибудь) улавливается едва ли. Не все то золото, что блестит,
не все то умно, что непонятно.
На пресс-конференции в Каннах, где лента сражалась за "Золотую
пальмовую ветвь", но осталась без каких-либо наград (каннские критики
восприняли картину без энтузиазма), и Паттинсон, и Кроненберг назвали
"Космополис" не кинофильмом, а "песней", "поэзией". "Мы будто не кино
снимали, а песню пели… Обычно когда я читаю сценарий, мне хочется
что-нибудь в нем изменить, подправить, переписать. Но здесь мне не
хотелось менять ни строчки, ни буквы, ни точки…", - заявил слегка
взволнованный и смущенный исполнитель роли Эрика Пакера.
Неудивительно. В том, что совершенно непонятно, трудно что-либо переиначить…
Мир "Космополиса" - это предельно реалистичная антиутопия, будущее,
максимально приближенное к настоящему. По широким загроможденным шоссе
снуют длинные белые лимузины, в которых скрываются "сильные мира сего". В
изолированных салонах авто тихо и сухо, время течет размеренно или же
останавливается вовсе, пока по ту сторону беззвучно орет и барабанит
жизнь большинства. Человек в аквариуме и рыбы по ту сторону стекла.
Абсурдность и нелепость. Юань не падает. Простата асимметрична.
"Крыса стала единицей обмена" - так звучит эпиграф к фильму (строка из
стихотворения Збигнева Херберта "Рапорт из осажденного города"). Словно
носороги у Ионеско, у Кроненберга повсюду дохлые крысы. Слово
"компьютер" уже звучит глупо и архаично. Деньги добываются ради денег.
"В мире нет ничего, кроме других людей". "В четыре года я знал, сколько
будет весить мое тело на каждой из планет", - говорит Эрик.
Бессмысленное, ненужное знание.
Вольный пересказ диалога Пакера с женой:
- Я хочу заняться с тобой сексом.
- Мне надо в библиотеку.
- У меня асимметричная простата.
- У тебя голубые глаза.
- Ты носишь кашемировый свитер…
Диалог Пакера с парикмахером:
- Есть вода из-под крана и ликер, который стоит уже черти сколько.
- Я бы выпил воды.
Антагонист героя (он же протагонист в том случае, если герой – зло),
сокрушаясь о своей ничтожности, заключает: "Это все женская обувь…". И
после в лицо противнику: "Ты как королевская семья, которая сидит за
столом в пижамах и ест… баранину… Не знаю, почему сказал это слово, оно
пришло из ниоткуда…".
Кажется, в этом фильме все слова приходят из ниоткуда… Цитата режиссера
с пресс-конференции в Каннах: "Для меня последние 22 минуты картины –
это сама суть. А суть кино – это крупный план говорящего актера. Если
есть потрясающее лицо и превосходный текст, получается настоящее кино".
Стало быть, суть кино в том, чтобы нести чушь с умным видом.
"Космополис" - это Дэвид Кроненберг под влиянием Ренаты Литвиновой. Но
Рената Литвинова в кинематографе может быть только одна… Блестящая идея,
реализованная в чересчур арт-хаусный, чересчур театральный,
несмотрибельный способ.
Смотрите все! Цените лучшее!
ИСТОЧНИКПоиск информации: специально Arven, для robocaine.ru
|