Несколько месяцев назад, Private
Eye запустили мультик о сбитом с толку человеке средних лет,
стоящем у витрины магазина, полной футболок, постеров и значков, и
потрясенно спрашивающем: «Кто такой Роберт Паттинсон?». Подпись внизу
гласила: «Человек, у которого никогда не было дочери-тинэйджера».
Как наверняка знает любой другой человек, «Р-Патц» - божественно
привлекательный молодой британский актер, исполняющий роль угрюмого
Эдварда Каллена в современных фильмах Сумеречной саги. Если вы
пропустили два первых фильма, история (которую некоторые, заблуждаясь,
окрестили «Гарри Поттером» для девочек) сосредотачивается на современной
неприспособленной к жизни девочке-тинэйджере Белле, которая влюбляется в
кровососа – героя Паттинсона, загадку старой школы, чувства которого
трудно завоевать, и его опасные физические желания связаны несовременно
целомудренной моралью. Белла очарована сверхъестественным магнетизмом
Эдварда; он отвечает взаимностью, держа свои животные страсти под
контролем (его взгляды на секс перед свадьбой действительно
консервативны). Вместе они обнаруживают, что любовь никогда не умирает,
особенно для бессмертных. Об ошеломительном успехе «Сумерек»
было написано очень много всего. Сначала были смехотворные статьи,
основанные на «воздержании от порнографии», на которое Стефани Майер
вдохновило мормонство. «Вы можете найти живописный секс где угодно»,-однажды
сказала автор журналу Time,-«Намного сложнее найти романтику, в которой
все ограничивается держанием за руки». Потом появились продажные
сплетни и интернет-дискуссии о мнимом раздражении исполнительницы
главной роли Кристен Стюарт из-за подавляющей преданности фанатов
(Twi-hards). Однако, в то время как кинотеатры переполнены подростковыми
фантазиями о парнях, в которых все, что исполнители главных ролей
мужского пола хотят сделать, так это перепихнуться, нет ничего
удивительного в том, что умной девочке-тинэйджеру, борющейся с любовными
спорами, моралью и пожертвованием именно ее души, должно
установить связь с юными девушками. То, что они называют замечательной
«топлесс» сценой – это накачанные молодые люди, бегающие по живописным
лесам без рубашек. «Главная демографическая группа
фанатов – это действительно более старшие девочки-тинэйджеры»,-говорит
британский режиссер Дэвид Слэйд, вставший у руля скоро выходящей на
экраны третьей части саги «Затмение». «И мамочки…много мамочек. Мужчины
тоже, но они в меньшинстве». Будучи гордым членом этого меньшинства (к
презрению нескольких моих коллег кинокритиков), я заинтересован во всем,
что возвращает вампирские мифы к их готическим и романтическим корням,
напоминая нам, что ужасы и мелодрама всегда шли рука об руку. Как
«Грозовой перевал» был больше трагической историей любви, чем историей о
приведениях, так и «Сумерки» настолько же о боли в сердце, как и об
укусе в шею. «Это не прибегающая к оправданиям история
любви»,-соглашается Слэйд,-«история, которая, особенно в «Затмении»,
рассказывает о действительно настоящей любви. Этот фильм не похож на
многие другие голливудские фильмы, в которых любовный интерес служит
средством, а здесь присутствуют трагедия, месть и другие темы, которые
делают его таким интересным, и все крутится вокруг истории о любви. Этот
фильм - большая редкость, и я также думаю, что он очень здоровый в
плане культуры. Потому что настоящая любовь действительно существует в
мире. И я думаю, что люди действительно тянутся, хоть и тихонько и
секретно, к вещам, которые по-настоящему приятны!» Это может
прозвучать немного неожиданно от Слэйда, чей прошлый фильм «30 дней
ночи» является вампирским шокером, действие которого происходит на
Аляске, с огромным количеством запекшейся крови, разрывающей горло.
Более значимым, однако, является его дебютный полнометражный фильм
«Леденец», в котором Эллен Пэйдж (позднее снявшаяся в фильме «Джуно»),
играет обманчиво независимого подростка, которая решает отомстить
старшему мужчине. Разумный антидот для, так называемой,
«порнографической пытки», которая принесла упадок фильмам ужасов в
кинотеатрах в последние годы, «Леденец» делит с «Сумерками»
труднодоступный героин, нехватка которого скорее сила, чем слабость.
Нет ничего удивительного в том, что первый фильм саги, «Сумерки», был
снят режиссером Кэтрин Хардвик, чьими предыдущими работами были картины
«Тринадцать» и «Божественное рождение». Оба фильма сосредотачиваются на
молодых исполнительницах главных ролей, это более позднее представление
истории Госпел как истории о неожиданной подростковой беременности.
Когда режиссер фильма «Золотой компас» Крис Вайц занялся второй частью
саги, «Новолунием», то признал, что он отчасти напуган фанатами, а
именно девочками-тинэйджерами, которые, как он боялся, выследят его,
если он испортит «их фильм». Слэйд не беспокоится по этому поводу,
испытывая только чувство уважения по отношению к поклонникам «Сумерек»,
чью ярость он вызвал только однажды, шутливо заметив, что он и близко не
подойдет к франшизе. «Это была шутка»,-настаивает он сейчас.
«Когда я говорил это, я еще не видел первого фильма, не читал книг. Но я
искупил свою вину, ведь буквально каждый поднимал эту тему! И с
тех пор я провел год погруженным в этот проект. И что иногда случается,
так это то, что те вещи, которые были любимыми у фанатов, оказываются и
твоими любимыми. Ты начинаешь думать: «Ну, ты не можешь снять фильм без
этого, ты не можешь вырезать то», не потому, что фанаты расчленят нас,
но и по более важной причине, потому что все это замечательно. И
ты, на самом деле, становишься фанатом». «И есть что-то
удивительное в том, как фанаты воскрешают вещи, у которых, казалось бы,
закончился срок годности в культурном плане. У меня было много встреч с
фанатами, когда у нас были съемки в Ванкувере, потому что они всегда
были поблизости, и они были такими милыми и дружелюбными. Никто из них
не сказал что-то типа: «Тебе лучше сделать так или этак», они просто
говорили: «Удачи! Мы любим вас!». И они были такими стойкими. Мы снимали
посреди болота и посреди ночи, и буквально по ту сторону ограждения,
очень вежливо, там стоял кто-то, принесший цветы». «На премьере в
ЛА образовался этот огромный палаточный городок, полный ребят, которые
там жили в течение четырех или пяти дней. Там были целые стоянки для
автобусов, принадлежавших людям, приехавшим из мест типа Альбукерке
[прим. переводчика. - город в США, штат Нью-Мексико], и я проводил часы
на черной ковровой дорожке, просто разговаривая с ними. Я думаю, что это
важный общественный аспект. В наши дни дети все более и более
изолированы; все играют в видеоигры, никто не выходит из дома, люди не
ходят в кино. А такие вещи, как фильмы Сумеречной саги, объединяют их в
огромные группы». Мы не можем недооценивать важность фанатов в
том, чтобы они убедились, что фильмы соответствуют уже замусоленным и
священным текстам Майер. Так же, как и фильмы о Гарри Поттере должны
удовлетворять читателей, которые знают книги Дж. К. Ролинг вдоль и
поперек, так и фанаты «Сумерек» понимают лучше, чем кто бы то ни было
настоящее сердце этой ужасно привлекательной саги. Для них это, скорее,
красивая боль юношеской эмоциональной тревоги Беллы, чем мифическая
механика вампиров и вервольфов, которая резонирует с их собственным
жизненным опытом. В то время как описание в «Затмении», возможно,
представляет Беллу, которой приходится выбирать между теплокровным
оборотнем и хладнокровным живым трупом, на самом деле, это история о
девушке, сталкивающейся с приближающимся взрослением и вынужденной
выбирать между тем, кем она должна быть и тем, кем она является. В одной
из ключевых сцен Белла говорит Эдварду, что она хочет стать вампиром не
для того, чтобы она смогла быть с ним, а для того, чтобы она была
собой. «Я никогда не чувствовала себя нормальной»,-говорит она. «Я
никогда не была нормальной. Я никогда не хотела быть». Это
утверждение, которое будет звучать правдоподобно для любого тинэйджера,
который когда-либо не ложился допоздна, слушая The Cure [прим.
переводчика - английская рок-группа] или носил черное, в то время как
все остальные выглядели мило в розовом или отказывался быть впечатленным
заядлым спортсменом и уклонялся от игр, чтобы пойти покурить за
навесом для велосипедов. Какой бы еще она не была, Белла, по существу,
неосознанно крадет сердца, и Эдвард – это ее Роберт Смит [прим.
переводчика - гитарист, вокалист и автор песен, лидер и единственный
постоянный участник знаменитой группы The Cure], хоть и менее
полнощекий, да и волосы у него лучше. «Я пытался сделать его
[фильм] очень реалистичным»,-говорит Слэйд,-«больше драмой, чем
фантастикой». Делая это, он «наколдовал» пока что лучший фильм
Сумеречной саги, проникнув точно в сердце оригинальных текстов Майер,
которые со всеми их фантастическими штучками являются «реальными»
историями, в лучшем смысле этого слова, из всех возможных. Это истории о
независимой и предприимчивой молодой девушке, бегущей за своей мечтой и
верной своему сердцу, нашедшей свою индивидуальность в мире, в котором
все непостоянно, и (важнее всего) следующей судьбе, которую она сама для
себя выбрала. Нет ничего удивительного в том, что
девочки-тинэйджеры так любят эти истории. Если бы только
мальчики-тинэйджеры могли понять это… Самый желанный мужчина
Америки: британец, затмивший Клуни Два года назад Роберт
Паттинсон признал, что он был «бродягой, грязнулей». Сейчас 24-летний
актер – наиболее влиятельная звезда в Голливуде, он влиятельнее Тома
Круза, Джорджа Клуни, Леонардо ДиКаприо и Роберта Дауни мл. Так
считает бизнес журнал Forbes, который дал сердцееду 50 место в
своем списке 100 самых влиятельных знаменитостей, ставя его выше
более авторитетных звезд, благодаря его экранному персонажу –
задумчивому вампиру Эдварду Каллену из фильмов Сумеречной саги, которые
помогли заработать ему состояние в размере £11 миллионов, и это только в
прошлом году. В этом списке к нему присоединилась его коллега и девушка
Кристен Стюарт, оказавшаяся на 66 месте, а также автор фантастической
серии Стефани Майер, занявшая 59 место. По утверждению E!
Entertainment Паттинсон и Стюарт являются «самыми известными,
наиболее обсуждаемыми, теми, чьи фильмы чаще всего смотрятся и наиболее
скачиваемыми актерами в мире». Сэм Дэлани, редактор журнала о
знаменитостях Heat, отметил, что притягательность Паттинсона в
действительности связана с его экранным героем Калленом. «Он не очень
много шутит, он не очень-то обаятелен, но люди, тем не менее,
действительно страстно увлечены им и его лицо на публике извлекает
выгоду из этого героя. Он как кровососущий мистер Дарси 21 века [прим.
переводчика - вымышленный персонаж и главный герой романа Джейн Остин,
представлен как холодный и достаточно проницательный человек.]. Если вы
влюбились в него, то вы, в конечном счете, умрете, это запретная
любовь». Паттинсон вырос в зеленом Барнсе, на юго-западе
Лондона, его отец - торговец антикварными автомобилями, мать – буккер в
модельном агентстве. Он извлек выгоду из своей благородной внешности в
12 лет, став моделью, и посещал престижную (и дорогую) школу Harrodian
School. Там он подружился с Томом Старриджем, другим молодым актером из
Англии, который прославился благодаря фильму «Рок-волна». Ничего
в ранней карьере Паттинсона не предвещало того, что он будет нацелен на
успех. Он был выбран на роль обреченного на смерть Седрика Диггори в
фильме «Гарри Поттер и Кубок Огня», но не произвел огромного впечатления
на фанатов или даже съемочную группу. После того, как он примерил
несколько пар плавок у дизайнера одежды, его спорили: «Разве ты не
должен быть в хорошей форме?». Персональный тренер был незамедлительно
приглашен. Позже Паттинсон получил главную роль в спектакле «The Woman
Before» («Женщина до») в London Royal Court Theatre (Лондонский театр
при королевском дворе), но он был уволен в ночь перед премьерой, в итоге
оказавшись в Лос-Анджелесе и заснув на диване своего агента.
Паттинсон был поражен тем, что он получил роль Каллена, приняв Валиум
(прим. переводчика – наверняка все уже знают, что это, но на всякий
случай, это успокаивающее и противотревожное лекарство), чтобы успокоить
нервы перед прослушиванием. Разозленные фанаты саги заполонили интернет
своей гневной критикой выбранного на роль актера. Он научился
справляться с юными фанатками, но иметь дело со СМИ оказалось намного
сложнее. «Масштабные франшизы действительно открывают одни двери, но
закрывают другие»,-сказал он ранее в этом году. «Ты можешь говорить: «О,
если бы я до сих пор был никому неизвестным, то тогда бы меня никто не
судил», но в то же время, никому до тебя н****не будет дела». Но
его стремление избегать пристального внимания не остановило выпуск
бесчисленных биографий и документального фильма, «имеющего доступ ко
всему», «Robsessed» («Робозависимые»), который подозрительно лишен
интервью с друзьями и семьей Паттинсона. Недавно газета New York
Times отметила, что актер оказался страдающим от Twi-fatigue
(усталости от «Сумерек»), когда он сказал, что фильмы саги «могут стать немного
скучными. Хорошая новость заключается в том, что все это закончится
через 7 месяцев». Если бы. В то время как съемки фильмов должны
закончится как раз тогда, последний фильм франшизы не будет выпущен
ранее 2012 года, что означает намного более повышенное внимание прессы.
Между тем, Паттинсон использует свою звездную силу, чтобы сыграть более
амбициозные роли. Одна из них – роль в вскоре выходящей драме «Воды
слонам» с Риз Уизерспун. Последний раз, когда Паттинсон снялся в одном
фильме с Уизерспун (в «Ярмарке тщеславия» в 2004 году), его роль
осталась на полу в комнате монтажера (хоть она и доступна на DVD как
удаленная сцена). На этот раз, благодаря феномену «Р-Патца», его имя
появится над ее именем на вывеске. |