20 изданий дали положительную оценку фильму (Premiere Magazine,Phychologies Magazine,Le Nouvel Observateur,Empire Online,Variety,Hitfix,E-Go, Twitch Film,MSN, Little White Lies,Inside Movies, Orange Film at Cannes, Entertainment Weekly, Movie City News, Le Figaro (France), Filmoria (UK), Hammer to Nail, The Telegraph (UK), UT San Diego Cineblog (Italy)). 15 изданий дали среднюю оценку (Studio Ciné Live (France),Indiewire,Ain’t It Cool,The Film Stage,Time Out,Screen Daily,Film School Rejects,Cineropa, Toronto.com, USA Today, Indie Eye (Italy),Superga Cinema (Italy), Film.it (Italy), Screenweek (Italy),La Repubblica (Italy)). И 6 изданиям фильм не понравился (Digital Spy,The Hollywood Reporter, LOVEFiLM,Guardian (UK),Time Entertainment,Daily Wired (Italy))
Вот некоторые рецензии. Начнем с отрицательных.
Рецензия от "The Hollywood Reporter". После десятилетия великолепно снятых фильмов, Дэвид прокалывается вместе с "Космополисом". Безжизненный, неестественный и явно страдающий от недостатка энергичного пульса, фильм представляет собой обреченную на провал экранизацию книги Дона Делилло. Он привлечет внимание некоторых фанатов Паттинсона, но большинство зрителей оставит равнодушными. Фильм Кроненберга до удивления прозаичен, ограничен пространством длинного и темного лимузина, и только в конце мы видим получасовую статичную сцену, разыгранную двумя актерами в стиле Бродвейских постановок. Герой Паттинсона Эрик Пэкер еще даже не достиг 30, а уже является прозорливым никогда не ошибающимся миллиардером. Своими миллионами он распоряжается весьма изысканно, вкладывая их в чрезвычайно выгодные дела и используя стратегии, которые непонятны даже его коллегам. Пэкер законсервировал себя в огромном звуконепроницаемом и пуленепробиваемом лимузине. В один прекрасный день его прихотью становится путешествие через весь Манхэттен в парикмахерскую. Его телохранитель Торвал (Кевин Дюранд) предупреждает героя о трудностях, связанных с проездом президентской колонны, выступлениями мятежников и "вероятной угрозой" жизни самого Эрика. Но этот холодный молодой человек, восседающий на подобии черного кожаного трона на заднем сидении своего лимузина, абсолютно отстранен от физической опасности для жизни. Один за другим, к нему присоединяются люди, участвующие в его жизни: Его блондинка-жена (Сара Гэйдон), которую он практически не знает и кажется, вообще проводит с ней мало времени; его арт-диллер (Жульетт Бинош), которая энергично трахает его, а потом говорит о новом экспонате, который теперь можно приобрести; финансовый гуру (Саманта Мортон), которая предупреждает: "Скоро что-то должно случиться"; сумасшедший парень с пирогом в руке (Мэтью Амальрик), который достигает своей цели и впечатывает торт в лицо Пэкера; и просто мужчина, которому Эрик сочувствует из-за внезапной смерти чернокожего харизматичного музыканта, чья похоронная процессия провоцирует гигантские пробки. На страницах книги и в фильме Эрик контролирует и сам является контролируемым. Его не волнуют нормы и морали общества, у него есть ум, который работает куда быстрее, чем у простых смертных. У него нет чувства юмора, он не сострадает; в нем нет никакой человечности, и это делает его еще менее общительным. Паттинсон никак не помогает фильму, ничего не выражая своими глазами, он говорит все свои реплики с одними и теми же интонациями, выражением лица и кивками головы, изредка ведя переговоры. Это очень тяжелый персонаж, с которым мог справиться молодой Джереми Айронс, но Паттинсон слишком мягкий и скучный для того, чтобы заинтересовать зрителя. Длинная сцена, в которой Пэкер направляется на встречу с бывшим сумасшедшим сотрудником своей фирмы Бенно Левайном (Пол Джаматти), представляет собой целый ряд недостатков. Пропитанная чувством собственной вины и ничтожества, речь Бенно о богатстве Эрика сделала книгу Делилло до ужаса предсказуемой. Тоже самое и тут - фильм заканчивается нудной и длинной сценой. От Кроненберга можно было ожидать чего-то другого, а не такой стандартной и простой постановки. К сожалению, режиссер не смог передать дух бунтующей оппозиции, и даже не использовал псевдогаллюциногенный подход для того, чтобы переключаться между ситуациями и их участниками. Из каста можно выделить Мортон, она производит самое сильное впечатление в качестве финансового советника Эрика, будучи близкой к его уровню знаний. Снятый в студиях Торонто, фильм смотрелся бы выигрышнее, если бы присутствовали кадры реального Нью-Йорка, но скромный бюджет проекта пресек это на корню.
Второй отрицательный отзыв - "Digital Spy". Спустя два дня после того, как Кристен Стюарт продемонстрировала свое обнаженное тело "На дороге", ее партнер по "Сумеркам" Роберт Паттинсон появился на Каннских киноэкранах, ища шок и страх. Но "Космополис" Кроненберга гарантированно собьет с толку тех, кто ожидает увидеть полнометражную версию похотливого и взрывающего мозг тизера фильма. Шлюха с пистолетом в руке, Роберт Паттинсон, проделывающий кровавую дыру в своей ладони, мужчина с дырой между глаз, гигантская крыса, разгуливающая по улицам, враждебно настроенная толпа...все это здесь присутствует. Но эти моменты всего лишь изредка появляются в океане болтовни, потому что "Космополис" еще менее кинематографичен и еще более изобилует диалогами, чем "Опасный метод". Секс, насилие и хаос вряд ли когда-то были показаны менее захватывающе. Странный, резкий и не особо захватывающий фильм по крайней мере имеет какое-то значение для Паттинсона: он играет мего-богатого, мего-скучающего, двадцати-с-чем-то-летнего парня, который хочет допустить хоть один промах в своей жизни. Он разъезжает по Манхэттену в белом лимузине, собираясь постричься, но тут его брак начинает рушиться, его богатство рискует испарится, протестующие бунтуют на улицах, а по городу рыщет убийца, мечтающий пристрелить его. "Милый друг" и "Воды слонам" доказали, что Паттинсон ищет "темные" роли, и это для него большой шаг вперед. Есть какой-то нигилистический сарказм в его роли, которую очень даже неплохо оценили, и вы можете почувствовать как Кроненберг проделывает дыру в его вампирской бледности. Но большая часть фильма сводится в долгим и трудным разговорам о капитализме, которые разыгрывает целая аллея звезд.Жульетт Бинош резво скачет на Паттинсоне, Саманта Мортон говорит о деньгах и времени, Мэтью Амальрик играет роль протестующего с тортом в руке. Стилизованный, но не стильный, фильм - сатира на общество, ведущее себя к самоуничтожению. Тут есть, о чем подумать, но к сожалению получилась лишь не ахти какая поездка на лимузине.
Средний отзыв от "Screen Daily". Штурмующий мозг, постмодернистский роман Дона Делилло до сих пор избегал экранизации. Почти дословно переданная в сценарии манера диалогов Делилло, а так же второстепенные персонажи (которые чаще всего являются лишь рупорами идей) делают просмотр кино еще более плоским и вялым. В каком-то смысле "Космополис" - возвращение к прошлому Кроненберга: снятый в основном в замкнутом пространстве лимузина, фильм обращается к темным, призрачным мотивам, и даже к связанной с ужасами физической оболочки человека теме. Но зависимость Кроненберга от исходника Делилло означает, что режиссер не предоставлен себе полностью, и атмосферу катастрофы, которую создает фильм, подрывают диалоги из книги.
Перевод:Евгения Студенихина
|