Что ж, давайте обнаружим ваше шокированное лицо. Я полюбила "Космополис". К настоящему времени я посмотрела фильм уже восемь раз, и всякий раз я покидала сеанс с чем-то пусть немного, но разным. Порой у меня было тщательно спланированное решение, касающееся того, каким образом стоит подойти к конкретному просмотру – стоит ли мне смотреть на задний план или же мне нужно сфокусироваться на реакциях персонажа. Иногда это решение касалось самого кинотеатра. Энергетика каждой группы зрителей была уникальной, и по этой причине я выделяю один любимый просмотр (кинотеатр "Varsity", пятница, сеанс в 7:20 – это на тот случай, если вам было любопытно).
Небольшая предыстория: Мне довелось принять участие в неформальном мероприятии "Cronenberg 101", проведенном Tedracat в один из прекраснейших дней прошлого лета (я побывала у нее дома, она покормила меня в то время, пока мы просматривали настолько большое количество фильмов, какое только было возможно). Она указала мне на множество характерных признаков, присущих фильмам Кроненберга, а также на общность поднимаемых им тем, касающихся сильного воздействия техники/технологии на человечество, религию и материнство (пожалуйста, обратите внимание на то, что я воздержусь от подмигивания в те моменты, когда я буду упоминать об отсылке к матери или отцу в "Космополисе". Буду подмигивать внутри себя). Что ж, часть меня действительно наслаждалась "Космополисом" на уровне эстетики – форма, очертания, свойственная Кроненбергу палитра из "всех цветов кровоподтека" и перемежающегося красного. Это действительно произведение искусства. На ум приходит цитата Кроненберга, касающаяся этого фильма:
"Фантастические лица произносят фантастические слова". Поэтическая проза превращается в движущуюся картину. Это не ваш обыкновенный день в кино.
Ниже представлены те момент, которые действительно выделяются для меня. И это мой откровенно предвзятый обзор фильма "Космополис".
"Я пахну арахисом", - Эрик Пэкер.
Юмор: Одним из огромнейших сюрпризов для меня стал тот факт, насколько забавным получился фильм. Чтение книги оказалось куда более серьезным опытом, однако и во время прочтения смешные моменты тоже были. Что касается фильма, то время от времени слова ДеЛилло в нем контрастировали с визуальным рядом действительно забавным образом. Заверения Шайнера в том, что система надежна, кажется комичной, если смотреть на нее через призму актерской игры Джея Барушеля. Его нервы развинтились, он елозит и ходит по краю. Эрик практически свел его с ума. Осмотр простаты восхитительно забавен. Бедная Джейн, возможно, и испытывает сексуальное напряжение, однако зрители тем временем ерзают, посмеиваясь (да, я слышала мужские смешки), вместе с Эриком во время этой продолжительной процедуры; подчиненность Роберта Паттинсона… выразительная экспрессия.
"Это была теория. Я твой специалист по теории. Я занимаюсь теорией", - Вия Кински.
Вия Кински: Абсолютно запоминающийся момент – это время, проведенное Эриком с Кински. Саманта Мортон – одна из тех актеров, на которых я буду смотреть в любом проекте. Знаете такое выражение:
"Я буду слушать даже то, как они читают телефонный справочник?". Это именно тот случай. Она попросту завораживает в роли специалиста по теории. Ее манера разговора успокаивающе ясная, и совершенно отличающаяся от того, как в этом фильме говорят все остальные. После нескольких просмотров я, наконец-то, могу сказать, о чем мне это напомнило – она говорит так, словно рассказывает ребенку историю перед сном. Эрик сосредоточен в этих сценах, и точно такой же сосредоточенной была и я. В один из конкретных и напряженных моментов разговора Вия пытается подрегулировать ту теорию, которой она заполнила голову Эрика. Это одна из моих любимых сцен в фильме, которая находит свое отражение позже, во время разговора Эрика и Бенно. Я смогла бы просмотреть целый фильм, посвященный тому, как Вия и Эрик потягивают водку и говорят о вещах, которые я никогда не пойму. Фантастические лица действительно произносят фантастические слова.
"Сообщение из комплекса. Существует настоящая угроза, которую нельзя оставить проигнорированной", - Торвал.
Торвал: Кевин Дюран просто потрясающий. Изменения в его отношении к Эрику время от времени служат забавными паузами. В один момент он максимально сосредоточен и обеспокоен, а в другой – покачивает головой из-за выходок Эрика. Между ними, в некотором роде, существует связь "отец/сын". Несколько раз Торвал разговаривает с Эриком так, словно он ребенок, а равнодушная уклончивость Эрика имеет некоторую подростковую природу. За Кевином Дюраном увлекательно наблюдать: его губы подергиваются, он прищуривает глаза и обладает грозным голосом. Помимо Элиз, Торвал является единственным персонажем, которого мы видим взаимодействующим с Эриком на протяжении всего фильма. Мы видим медленное разрушение Эрика, отражающееся в их реакции на него.
"Ты видела машину. На нас напали анархисты. Всего лишь два часа назад они устроили крупный глобальный протест. А сейчас он уже забыт", Эрик Пэкер.
Ракурсы: Это странно, но это правда – мне понравились уникальные кадры, имеющиеся в "Космополисе". Время от времени мы смотрели чуть свысока, и возникало такое ощущение, словно ты подглядываешь. Думаю, в некоторой степени, дело было в том, насколько я далека от этих персонажей. Я не могу найти с ними ничего общего, однако я могу смотреть и видеть, что они будут делать. Это было чувство, которое можно выразить таким образом – мне не следует на них смотреть, но и в сторону смотреть я тоже не могу. Сцена с Эриком и Элиз, их заключительная совместная сцена за ужином была отснята практически в профиль. Это великолепно. Однако в тот момент, когда возвращается анфас, у тебя возникает чувство того, что тебе следует отвести взгляд, потому что кажется, что все это слишком интенсивно.
"Я сделал этому парню первую стрижку. Он не мог усидеть в кресле. Его отец пытался удержать его в нем, а он словно: "Нет, нет, нет, нет, нет". Я посадил его туда, где он сидит прямо сейчас, а его отец удерживал его на месте", - Энтони.
Парикмахерская: После пары первых просмотров я начала опасаться этих сцен, потому что я знала, что фильм близится к концу. Мне очень понравилась обстановка. Мне понравилось, как Энтони стоял на фоне своей отделанной стеклярусом занавески, виднеющейся в дверном проеме, позволяющем нам взглянуть на старую комнатку. И это кресло. Религиозные символы на стене, разговор об отце Эрика. Вам может показаться, что весь фильм, весь день Эрика разрешился:
"Вот то, ради чего все это было. Он хотел постричься". Одним из сюрреалистических моментов здесь выступает то, как Энтони и Ибрагим (шофер) говорят о том, как они водили свои такси, ели за рулем, и о том, где они могли сходить в туалет. Что ж, мы только что провели час в компании отлично оборудованного лимузина Эрика, в котором он справил нужду. Возможно, это не самое существенное замечание, но что есть, то есть.
"Это женская обувь. Все эти названия, которые у них есть для обуви…", - Бенно Левин.
Бенно: Эти сцены превосходны. Мне нравилось слушать, как актеры рассказывали о длинных дублях. Я намерена немножко окунуться в то, от чего я в восторге, поэтому отнеситесь ко мне с терпением. Я обожаю походку Роба, которую мы видим в те моменты, когда он идет по улице; то, как он потряхивает оружием, его тихое "Нэнси Бабич" и то, как он ударом распахивает дверь. От этого у меня появилось желание увидеть Эрика в более хороший, нормальный день… один разок. Вы понимаете, что я имею в виду? Как бы там ни было, обстановка снова была потрясающей, мне потребовалось несколько просмотров для того, чтобы быть в состоянии сосредоточиться, поскольку Пол Джаматти и Роб потребуют вашего внимания. Сила изменений вращается туда-сюда, настроение витает повсюду. Иронично, но Бенно – один из нескольких персонажей, которых мне было действительно жаль. Его свели с ума. Этому, в некоторой степени, поспособствовал и Эрик, и меня интересовало то, было ли это то самое состояние, до которого дошел бы и Шайнер, если бы Эрик продолжил расширять пределы (Видите, чем я занималась? Глубокие размышления от Deb).
Роб здесь безупречен. Еще один любимый момент – Эрик, беседующий с Бенно через жалюзи. Голос и дикция Эрика, то, как он оружием приподнимает створки жалюзи и позволяет им падать… это так пренебрежительно. Настолько в духе Эрика. Мне нравилось слушать то, как он служил словно в качестве канала, передающего речь других людей в разговоре с Бенно. Порой мне казалось, что я слышала Вию и Элиз. Словно это эхо всех тех вещей, которые он услышал и которые вернулись для того, чтобы совладать с этим сумасшедшим. Что-то, чего он не знает.
Я по-прежнему размышляю над тем, что существует приличный шанс на то, что этот день Эрика является отображением, иллюзией Бенно. Его жена не станет заниматься с ним сексом, он получает пирогом по лицу и теряет все свои деньги. Он видит Бенно. Он приходит к нему для того, чтобы быть уничтоженным. Так я смотрела на эту историю, когда читала книгу, но, как я уже говорила, я не постмодернистский ученый. "Космополис" понравился мне на различных уровнях – как поклоннице Роба, как гордой канадке, которая теперь боготворит Кроненберга; картина полюбилась мне как художественное произведение, как сюрреалистическое путешествие сквозь неизведанное Эрика.
Существует так многое, о чем я могла бы поговорить. Элиз в исполнении Сары Гэйдон была холодным совершенством и Кендра, сыгранная Патрицией МакКензи… хорошо, признаюсь, что я еще не совсем готова разборчиво обсудить эту сцену. По крайней мере, не в этом посте. Пока я пытаюсь закончить, я вспоминаю и другие моменты – боль Эрика после того, как он услышал новость про Брута Феза; минимальное использование музыки и замечательная композиция в конце титров. Я могла бы продолжать и продолжать…
Слежение за этим фильмом – с момента объявления о нем и до настоящего времени – стало одним из самых невероятных опытов в моей жизни. Это был настоящий подарок. Спасибо всем за прочтение и комментарии. Tink приурочит свой обзор к выходу "Космополиса" в США (вечеринка в лимузине становится все больше). Независимо от того, посмотрели вы уже фильм или нет, я с нетерпением жду возможности побеседовать с вами, ребята, в комментариях. Забирайтесь в лимузин!
deb24601
_________________________________________________________________