Слова из «Коммунистического манифеста» Карла Маркса эхом проносятся по умозрительному роману Дона ДеЛилло «Космополис», изобразившего адское падение архикапитализма с его высокого святилища на улицы Манхэттена - мультикультурной столицы мира. История повествует о лишенном сна молодом инвесторе-миллиардере Эрике Пакере, который отправляется в путешествие по Манхэттену длиной в один день в своем длинном лимузине, чтобы сделать стрижку. Но теряет огромное состояние в онлайн-инвестировании, и сталкивается с реалиями жизни, брака, смерти, секса, безумия и политического бунта.
Между звуконепроницаемым лимузином Эрика Пакера и прохладным кондиционированным холлом роскошного отеля в Торонто разница небольшая. Бессоница, стирание национальных границ, деньги: сегодня в полдень эти темы очень близки режиссеру Дэвиду Кроненбергу и его 26-летней звезде Роберту Паттинсону под конец почти двухнедельного дорожного путешествия в рамках промо-тура фильма. Паттинсон, в бейсболке, сидит, ссутулившись, в кресле, режиссер, в помятой клетчатой рубашке, сидит за столиком, на котором стоят выпитые наполовину бутылки с водой. Кроненберг устало машет рукой. Он слишком утомлен, чтобы протянуть её для рукопожатия, говорит он. После Канн они отправились в Лиссабон, Париж, Берлин и Лондон, встречи с прессой, полчища юных «сумеречных» поклонников Паттинсона, протягивающих экземпляры «Космополиса» Дона ДеЛилло для автографа "Времени распаковать чемоданы не было. Успевали достать только пару носков. И определить, использованные они или нет", - сказал Кроненберг. «Вот как это было». Для относительно небольшого фильма (с бюджетом немногим больше $20 млн.) в дороге им пришлось провести немало времени. «Для большого фильма, это обычно шесть или семь стран», - сказал Паттинсон. «Но такие фильмы сложнее показать людям. Для маленьких фильмов, они просто говорят: «Только Нью-Йорк и Лондон» или «Нью-Йорк и Лос-Анджелес». Я просто этого не понимаю». «Впереди у нас США», - напоминает ему Кроненберг. "Я слышал, о показах в июле и августе в США. Мы будем в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе". Паттинсон, который производит впечатление человека молчаливого, говорит, что «сложно» было «решиться принять участие в фильме сначала». После четырех «Сумеречных» фильмов и $2 миллиардов кассовых сборов в мире, и еще одного, готовящегося к выходу на экран осенью этого года, ему хотелось сыграть в каком-то малобюджетном фильме. «Я думал, что уже надоел всем. Я хотел сыграть в картине с хорошим актерским ансамблем или небольшую роль второго плана. Я провел неделю, откладывая свой звонок Дэвиду и раздумывая, хочу я это сделать или нет. Требуется время, чтобы осознать, что худшее, что может случиться с тобой - сыграть в плохом фильме. Гораздо интереснее окунуться в нечто более абстрактное, чем бегать за зрителем или верить в то, что, если я сделаю один фильм для студии, то могу сделать один и для себя. Это больше не имеет значения. Ты можешь сыграть в десяти фильмах для студии, но так и не получить финансирования для инди-фильма». «Космополис» — 20-й по счету полнометражный фильм Кроненберга, однако экономика кинопроизводства, которая никогда не была простой, стала ещё более коварной за последнее бурное десятилетие. Десять лет назад, когда Дон ДеЛилло заканчивал «Космополис», Кроненбергу пришлось заложить свой дом, чтобы профинансировать картину «Паук», его исследование безумия, где в главной роли блистал Ральф Файнс, прежде чем к нему пришёл коммерческий успех в 2005 году с «Оправданной жестокостью». В последующие годы череда американских компаний, специализирующихся на независимом кино – New Line Cinema, Fine Line Features, Picturehouse, Warner Independent, Fox Atomic и Paramount Vantage и Miramax – рухнули, как кости домино. Наиболее значимой переменой в его работе, говорит он, была потеря американского финансирования для фильмов, которое имеет «имеет огромное влияние на творчество, но само не создает почвы для креатива, это просто бизнес». "Ты не можешь сделать предпродажу в Америке. Ты привык получать четыре миллиона долларов авансом перед началом проката в США. Теперь тебе приходиться делать фильм и ждать, купят ли его Sony Classics или Fox Searchlight. Ты вынужден забыть о предпродажах в Америке или Японии, которые ты бы получил в старые времена, и, если ты режиссер, вроде меня, тебе приходится зависеть от Канады и Европы". У «Космополиса», к примеру, канадское, французское, португальское и итальянское финансирование. Источники денег непосредственно влияют на выбор актеров и место съемок. Любимые звезды Кроненберга – Вигго Мортенсен (датчанин), Файнс и Паттинсон (англичане) – не американцы, что позволяет получать деньги из иностранных источников. Нет ни одного актера-американца в «Опасном методе» и только один (Пол Джаматти) в «Космополисе», Нью-Йорк в фильме снимался в Торонто. Паттинсон, с его огромной международной известностью, был ключом к притоку иностранного капитала. "Я сравниваю это с тем, как Вигго стал звездой благодаря «Властелину колец». Я бы не смог снять его в «Оправданной жестокости» до «Властелина колец», потому, что он не был звездой. Это очень похоже на фондовую биржу. Тебе необходимо вселить уверенность в твоих инвесторов. У Роба много поклонников, и он привлекает внимание прессы, а это значит, что мы сможем продать свой фильм в Германии и Корее".
Перевод:Наталия Скрипник |