Роберт Паттинсон хочет подстричься. «
Делов-то», подумаете вы, но в руках Дона ДеЛилло и Дэвида Кроненберга обычный поход, чтобы подравнять затылок и виски, выливается в проблему мрачного солипсизма
(примечание переводчика: солипсизм — философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же, помимо моего сознания внешнего мира и других одушевленных существ, подлежит сомнению), которая вызывает клаустрофобию (почти на протяжении всего фильма действие разворачивается на заднем сиденье белого лимузина) и является поразительно пророческой.
Роман ДеЛилло был опубликован в 2003 году, задолго до начала движения «Оккупируй Уолл Стрит», но главный герой романа «Космополис» Эрик Пэкер, которого играет Роберт Паттинсон, воплощает в себе столько всего того, что продолжает вызывать ядовитый сарказм у 99% людей: это блаженная беззаботность, спесь и гордыня, и немыслимое богатство. «
Богатый, известный, умный, могущественный и напуганный», именно так описывает Пэкера сам ДеЛилло, а в исполнении Паттинсона - молодой человек, леденящая кровь смесь Гэтсби (Ф. С. Фитцжеральд «Великий Гэтсби»), Шермана Мак-Коя (Том Вульф «Костры амбиций») и Фауста (И.В.Гете «Фауст»), который однажды утром решает пересечь Манхэттен, чтобы подстричься.
Однако, его служба безопасности не советует это делать, ведь в городе назревают проблемы, беспорядки антикапиталистов, и кроме того, визит президента США. В результате, он застревает в пробках, но это его не останавливает. В его лимузине, защищенном системой шумоизоляции, поддерживается тишина. Он оборудован такими техническими средствами, что создаётся впечатление, что все происходит в другом пространственно-временном континууме, они позволяют ему торговать на международных рынках, предвидя будущее. Это делает его настолько богатым, что он пытается купить часовню
Марка Ротко в Хьюстоне - требование, с которым он обращается к своему арт-дилеру после секса с ней в машине.
Но из-за неудачного инвестирования на азиатских рынках, империя Пэкера разваливается. Преследователь угрожает его жизни. Телохранители идут по обеим сторонам его машины, их глаза сканируют крыши домов. Люди мелькают в лимузине перед молодым миллиардером в течение дня, в том числе и его прекрасная жена (ее играет Сара Гадон) - поэтесса, на которой он был женат всего 22 дня. Она также невероятно богата, и их наивность в отношении окружающего мира, временами до странного трогательна. Некоторые герои появляются только единожды (Саманта Мортон, которая играет финансового консультанта Пэкера; доктор, который поводит медосмотр в лимузине и сообщает Пакеру, что у него ассиметричная простата; и Джей Барушель в роли Шинера), каждая из этих сцен напоминает пьесу Эдварда Олби.
Сцена, которая привлекает наибольшее внимание из всех странных, зашифрованных разговоров - это финальная сцена, в которой Пэкер сталкивается со своим преследователем: запачканным бывшим сотрудником (играет Пол Джаматти), одержимым жаждой мести и затаившемся в квартире с оружием в разрушенном здании. Это триумф Кроненберга, его успех никогда не был так очевиден, как в этой зачаровывающей финальной сцене, где все от музыки (благодаря Говарду Шору
[примечание переводчика: канадский композитор, наиболее известен саундтреками к кинотрилогии «Властелин Колец» Питера Джексона и «Молчанию ягнят» Джонатана Демми ]) до игры актеров (актерская игра Паттинсона стала откровением) пропитано напряжением.
________________________________________________________________