КИНОКАДР: "Космополис" - Американские психопатыЛакированному Паттинсону захотелось постричься, хотя время было не самое подходящее, чтобы куда-то ехать, ведь в городе Мистер Президент и ещё хоронят известного рэпера, везде пробки. Но герой не хочет слушать этого, он хочет постричься — и садится в белый лимузин, потому что лимузины стали самым незаметным транспортом. В салоне машины, собственно, и проходит примерно половина всего фильма — Паттинсон перемещается по нему вместе с гостями. Он мочится, размышляет, трахается, размышляет, проводит медосмотр и плачет в этом дорогом салоне, наблюдая за агонизирующим миром.
Злословящий Кроненберг почти полными абзацами воспроизводит повесть ДеЛилло, не столько вырезая, сколько усугубляя. Обрывочные диалоги с намеренно опущенными логическими связями оказываются ещё туманнее и злее, вместо одного пробела может быть два. Если в книге гротескные персонажи хоть совсем немного, но напоминают живых, то в фильме — они или андроиды без задачи, или омерзительные крысы, бегущие с корабля, с которого не убежать.
Любая почти безобидная реплика неожиданно звучит страннее или абсурднее. Она обязательно становится ещё одним элементом новой иррациональной реальности, в которую невозможно не провалиться и которая заставляет в панике бежать тех, кого в этот ад привёл сумеречный призрак. Даже «Видеодром», потерявший значимость после появления всемирной паутины, не был столь категоричен в своем пророчестве, как «Космополис», предвещающий, по сути, крах заплывшего жиром капиталистического общества. Верхи превратились в бесчувственных роботов, утративших способность оценивать что-либо, скупающих из прихоти то, что не продаётся. Низы стали животными, несущими анархию в массы, цитирующими Маркса с Энгельсом и думающими, будто торт в морду — уже революция. Прошлое и будущее стало продуктом, никто не живет настоящим.
Кроненберг говорит об этом едким, умным киноязыком — и, в каком-то смысле, даже себе во вред. Большую часть времени, как и в повести, практически нет никакого действия — разговоры в неудобных ситуациях, переигрывающие, ненатуральные лица, лимузин вроде едет и вроде стоит — пробки, Президент в городе. Далеко не самый лучший дубляж, кстати, только добавляет дубовости холодным лицам и отягощает диалоги. Гости лимузина сменяют друг друга — и они мало чем отличаются.
В финал Кроненберг хотел вместить столько, что в итоге эпизод будто не имеет начала и длится вечно. А оживший Паттинсон становится похож на Патрика Бэйтмена — в такие же последние секунды с ужасом осознающий всю катастрофичность и безвыходность ситуации. «Американский психопат» пусть был слегка о другом и масштабами поменьше, но он — один из первых звонков тому, о чем сейчас торжественно гремит «Космополис». Гремит в самое подходящее время: когда свежа память об «оккупай Уолл-стрит», экономика Штатов удивительно шатка и даже в новом Бэтмене штурмуются зимние ради последующего вязкого военного коммунизма. Американская рефлексия, конечно, но и в сторонке тоже долго не простоишь.
Гоша Берлинский
F2F-mag.ru: "Дурнопахнущий мир" - Рецензия на фильм «Космополис» (Cosmopolis) Дэвида Кроненберга
Бедность и глупость плохо пахнут. От успешного человека всегда исходит исключительно хороший запах. Он берет то, что хочет. Неприступности не существует. Есть только поиск выхода из ситуации.
Фильм Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) показывает хаос концепций, которые обуревают наш мир. Эрик Пэкер, образ которого блистательно представил Роберт Паттинсон (Robert Pattinson), не мультимиллионер. Он образ всего сущего — беспринципного, безжалостного, безликого. Отрицательная приставка ко всему, что сегодня существует, представляет собой современный нигилистический подход к воспитанию, принципам, восприятию. Отмена высокой культуры идеалов, ставится во главу угла. Самое противное и грязное животное, крыса, становится олицетворением времени. Ведь деньги заменили в современном мире время, а крыса становится идеальным олицетворением главной денежной единицы. Вот только мертвые крысы дурно пахнут.
Оригинальность является такой же отличительной чертой современного мира, как и крысы, которые окружают нас с каждым днем все больше и больше. Она практически заменила собой "открытие”. Есть первоисточник и, он оригинален. Всё, что происходит потом, уже банально. Финансист Пэкера, без эмоционально отмечает, что человек, который поджег себя сейчас, лишь повторяется. Все эти буддийские монахи уже несколько раз придумали и повторили этот безумный перфоманс.
Нестабильность — главный фактор, который забывает учесть Пэкер. Наш мир нестабилен и постоянно изменяется. Казалось бы, здесь нет ничего нового и оригинального. Более того, здесь нет ничего отрицательного, так как нестабильность есть прообраз поступательного, эксцентричного развития.
И вот он превращается из одного из самых могущественных людей в подобие крысы, которая сама идет на наживку в ловушку. Там его поджидает дурнопахнущий человек, который разговаривает с грибком на своих ногах. Он решает, останется ли в его логове крысоподобное существо, которое еще источает приятный запах успешности, или навсегда будет погребен в первоисточнике. Оригинальная смерть — оригинального мира.
Я сижу в душном офисе. Кондиционер выключен. Маленькая капелька пота уже впиталась в мою рубашку. Мне нужно срочно уехать отсюда! Иначе я начну дурно пахнуть…
Макс Кирьянов
FANlife.ru: «Космополис» – экранизация одноимённого романа Дона ДеЛилло. Автор – видный постмодернист нашего времени и, собственно, это и усложняет ситуацию. Ведь постмодернизм хорош не только за счёт апокалипсической философии, но и благодаря литературной форме. А передать эту форму визуально достаточно сложно. Режиссёр фильма, Дэвид Кроненберг, решил пойти ва-банк и перенести книгу на экран досконально. В итоге у него хоть и получилось по-настоящему умное кино, но при этом оно оказалось таким тяжеловесным и неудобоваримым, что редкий зритель доживёт до конца сеанса, ни разу не вздремнув. Впрочем, картина получила хвалебные отклики на Каннском фестивале (но признание было только на словах, даже мало-мальского приза «Космополису» получить не удалось).
Сюжет неуловимо напоминает произведения Кафки и Воннегута, смешанные в один острый коктейль: главный герой в своём роскошном белом лимузине едет к парикмахеру и по дороге общается с разными людьми, видит разные ситуации. Звучит увлекательно, но на деле всё достаточно нудно. Приключениями и яркими впечатлениями практически не пахнет, на их место встают бесчисленные философские диалоги в духе Чака Паланика: про саморазрушение и желание уничтожать. Были бы они не такими длинными, их бы растащили на цитаты и сочли гениальными, но когда в непрерывном десятиминутном разговоре героев пытаешься уцепиться за суть, тут уж не до восторга от заумных изысков, понять бы, что вообще происходит.
Действия нет, и это удивляет, потому что даже в самом дремучем арт-хаусе меньше скуки и обездвиженности, чем в «Космополисе».
Роберт Паттинсон органично смотрится в роли капризного богача. Его породистое британское лицо практически всегда непроницаемо, как у профессионального игрока в покер. Миллиардер Эрик – зеркало современных пороков, интеллектуал и хам в одном лице. Его главные интересы – секс и деньги, и даже его любовь к искусству больше напоминает жадность маленького ребёнка, нежели утончённый интерес культурного человека. Его брак с красивой голубоглазой блондинкой-поэтессой не более чем фикция: она для него – объект вожделения, с которым можно ещё и пофилософствовать, он для неё – атрибут семейной жизни. Как и в «Милом друге», который вышел этой весной, Паттинсон половину фильма только и делает, что занимается сексом, и, похоже, укрепляет свои позиции в амплуа циничного обольстителя.
Гедонизм главного героя подчёркивается всеми доступными способами: приятной операторской работой, модно-урбанистичным саундтреком и принципом «мой автомобиль – моя крепость», где есть всё для спокойной жизни.
На самом деле удивительно, почему такое откровенно авторское и независимое кино выпустили в широкий прокат. Мейнстримом оно не станет, не смотря на то, что в титрах и на афише Роберт Паттинсон, а снобов от мира кино может и отпугнуть излишним глянцем.
Ульяна Колмогорова
_________________________________________________________________