Нью-Йорк. Недалёкое будущее. Молодой миллиардер Эрик Пэкер выходит из здания, где он вместе с другими «денежными мешками» должен был встретиться с американским президентом. Пэкер садится в лимузин. Его шофёр ведёт машину через весь город. К Пэкеру подсаживаются люди, которые от него зависят. Он с каждым из них… скажем так: беседует. Виртуальные миллиарды Пэкера тают во время его поездки. Однажды ему придётся выйти из машины.
Первоначально на роль Эрика Пэкера рассматривался Колин Фаррелл. Но когда проект был запущен, Фаррелл был занят работой над «Вспомнить всё» и не смог сниматься.
«Космополис» — это сюрприз для тех, кто давно следит за творчеством Дэвида Кроненберга. Провокационно решение пригласить в качестве главной звезды "мальчика из «Сумерек»" Паттинсона, к которому аудитория Кроненберга относится, мягко говоря, высокомерно.
Отрывок их фильма «Экзистенция» — характерная для Кроненберга сцена
Перед нами возвращение к эстетике старых научно-фантастических фильмов, от которой Кроненберг ушёл сначала в сторону психологизма («Паук»), а потом — сурового реализма («Порок на экспорт»). «Космополис» же ближе к метафизическим роуд-муви типа «Экзистенции» и «Обеда нагишом». Здесь необычен антураж (Нью-Йорк ближайшего будущего), непредсказуемы поступки героев. Персонажи появляются из ниоткуда и разворачивают действие в новом направлении. Беседы в равной степени абсурдны, интеллектуальны и многозначительны.
Для постановки по бестселлеру Дона Делило Кроненберг выбрал странноватый, но, по обыкновению, звёздный состав. Паттинсон, как и следовало ожидать, должен просто соответствовать своему типажу, то есть быть молодым, агрессивным, алчным и не лишённым интеллекта парнем. С этой задачей актёр справляется вполне успешно. Подлинную актёрскую игру мы увидим со стороны второстепенных персонажей, что тоже логично. Самый яркий образ воплощает прекрасный американский актёр Пол Джаматти, которому для этого отведена специальная и самая длинная сцена в фильме.Но есть ещё и две французские звезды. Героиня Жюльетт Бинош, постельная сцена с которой открывает путешествие Пэкера, доказала своим появлением на экране, что двадцатилетняя разница с Паттинсоном не имеет никакого значения. Матье Амальрик («Скафандр и бабочка», «Турне») играет безумца, как будто бы сбежавшего из фильма «Последний романтик планеты Земля» (ситуации очень похожи), и его образ бунтаря и анархиста на фоне апокалиптической эпохи резко контрастирует с мирком Пэкера. Амальрик вообще в последние годы каждым новым фильмом со своим участием преподносит приятные сюрпризы.
Актёры, впрочем, не сильно помогают самому фильму. Дэвид Кроненберг заблудился в своих поисках, и возвращение «к истокам» ему не удалось. Да, фирменные черты его стиля в «Космополисе» есть, но ушёл тот задор, который делал их уместными. Весь «Космополис» — это не роуд-муви, а сидение в одной машине с не очень интересным человеком. Саспенса, связанного с тем, что есть пространство лимузина и есть противостоящее ему пространство окружающего мира, не появляется. Диалоги кажутся бессмысленными.
Рефлексивные метания Кроненберга шутливо отражены им в новелле для киноальманаха «У каждого своё кино»
В конкурсе 65 Каннского кинофестиваля, кроме «Космополиса», был ещё один фильм, где герой в течение всего дня едет в лимузине. Но фаворит большинства зрителей, Holy Motors Леоса Каракса, так же, как и картина Кроненберга, ни одного приза в итоге не получил.Только отдельные эпизоды, наполненные действием внутри созданной для фильма «вселенной», напоминают о таланте Кроненберга. Этот обычный ход, когда пистолет вдруг оказывается у одного героя, а потом стреляет не в того, в кого мы ожидали, — да, этот ход всё еще работает. Но исчезла целостность и динамика создаваемого Кроненбергом мира, так что винить одного только Паттинсона, который недостаточно харизматично сыграл главного героя, было бы неправильно.
Кроненберг искал причины в психологизме — и не нашёл. Его «Опасный метод», якобы отражающий все физические извращения прежних фильмов через психоанализ, оказался неумным и неоригинальным эпистолярным телефильмом. Теперь Кроненберг прибегает к литературной основе, но радикальности «Обеда нагишом» не добивается. Смысл в том, что если, как герой Пэкера, выходишь всё-таки из лимузина, так нужно либо что-то круто менять, либо садиться обратно в машину и ехать быстрее, чем прежде. Кроненберг сел в свой лимузин, но на газ недодавил.
«Коспомолис» похож на ностальгическое воспоминание о прежнем Кроненберге. Воспоминание, не лишённое приятности, но всё же вторичное по отношению к тем произведениям этого режиссёра, которые приходят на ум. Это не «Видеодром», не «Обед нагишом» и не «Экзистенция». Это просто поездка через футуристический Нью-Йорк в одном лимузине с героем, причём не самая интересная.
Всего: 5788 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 5 Модераторов: 2 Супер Модераторов: 1 Переводчиков: 0 Ньюсмейкеров: 3 Обычных юзеров: 5739 Из них Парней: 904 Девушек: 4884