(...) «Жизнь», режиссер Антон Корбейн (программа Berlinale Special)
Кому, как ни фотографу Корбейну снимать фильм о фотографе Деннисе Стоке, сделавшем ряд снимков Джеймса Дина, когда актер еще только восходил к своей недолгой славе. Антон Корбейн снимал музыкантов и актеров, ставил сценические шоу, а в режиссуре дебютировал драмой «Контроль», до сих пор считающейся его лучшим фильмом.
Лос-Анджелес, 1955 год. Фотограф-фрилансер Деннис Сток (Роберт Паттинсон) проникает на вечеринку режиссера Николаса Рэя, где фактически идет кастинг для его нового фильма «Бунтарь без идеала». Стоку обрыдло снимать звезд — он хочет заниматься настоящим искусством и мечтает о выставке в Нью-Йорке. Кроме того, никто не уважает фотографов в Лос-Анджелесе.
Возле бара Деннис замечает одиноко сидящего молодого человека в очках. Его зовут Джимми, и он только что снялся у Элиа Казана в фильме «К востоку от рая». Сток понимает, что перед ним настоящая звезда — Дин (а это он) остроумный и интересный, совершенно непохожий на голливудских небожителей. Фотограф решает создать фотоэссе о Джимми, но это будет непросто: Дин, как настоящий бунтарь, не хочет играть ни по чьим правилам, будь то студия (напористый Бен Кингсли в роли Джека Уорнера) или Деннис, которому нужно по требованию агента (Джоэл Эдгертон) сдать материал как можно быстрее, чтобы попасть в журнал Life. В итоге Дин и Сток уезжают вместе в Индиану, на ферму, где живут родственники Джеймса. И это будет последний визит актера на родину — через 7 месяцев он погибнет.
Вот некоторые снимки Дина, которые делал Сток.
И, пожалуй, его самый известный портрет на Таймс сквер
Moody New Star («Меланхоличная новая звезда») — так назывался фоторепортаж Стока о Дине, опубликованный в Life. Снимки станут культовыми, а фотограф прославится и будет работать еще очень долго.
Корбейн не удержался от камео — вот он, крайний справа в шляпе, на премьере фильма «Звезда родилась» с Джуди Гарлэнд.
«Что в Дине тебя так заинтересовало?» С этим вопросом обращается к Стоку управляющий фотоагентством Magnum. «Какая-то угловатость. И что-то необычайно чистое», — отвечает он. Дин в исполнении Дэйна ДеХаана как раз такой. Мальчишка с хитрым взглядом, готовый в любой момент расхохотаться или расстроиться. Он изменчив, как сама природа и вместе с тем буйный как настоящая стихия.
Деннис Сток — по сути главный герой фильма. У него есть амбиции, но прошлое упрямо тянет его за собой. В Нью-Йорке остались бывшая жена с сыном, и фотограф очень редко проводит с ним время. Самая приятная неожиданность — работа Паттинсона, который абсолютно убедителен в этой роли. Кажется, Корбейн нашел подход к актеру: Роберт не хлопает лицом, не кривит рот (ну почти), а нормально и естественно играет. Возможно антураж пятидесятых ему по нраву, или же Корбейн действительно знает, как вытаскивать из актеров то, что нужно.
Интересно, что на тот момент Деннис Сток был более известным, нежели Джеймс Дин. Молодой и многообещающий фотограф, чьи снимки покупал престижный журнал Life, который читали миллионы, против молодого и многообещающего актера, снявшегося в нескольких телесериалах и только что снявшийся в фильме, который сделает его знаменитым. «Жизнь» рассматривает дилемму Дина. Он очень хочет быть актером, но не готов поддерживать навязанный студией стиль жизни. «Если ты не будешь хорошо себя вести, я тебя уничтожу», — шипит в трубку Дину Уорнер, сообщая об утверждении его на роль в «Бунтаре».
Антон Корбейн не хотел снимать очередной биографический фильм. Однако ему хотелось снять нечто более легкое, чем «Американец» или «Самый опасный человек». Более того, карьера Антона, как фотографа, началась благодаря дружбе с голландским рокером Германом Брудом. Поэтому режиссер почувствовал связь с предложенным ему проектом.
Дэйн ДеХаан поначалу не хотел играть Дина, своего любимого актера. Продюсеры и режиссер долго уговаривали ДеХаана сниматься. «Я получил сценарий за год до начала съемок, и прочитав его, решил, что никогда не смогу сыграть эту роль. Кажется, я пять раз отказывал Антону, прежде чем согласился. Я очень люблю Джеймса Дина и из уважения к нему не хотел браться за эту работу. Я совсем не похож на него». И хоть внешне ДеХаан действительно не очень похож на Дина, он идеально вписался в образ.
«Жизнь» стоит особняком среди обычных байопиков. Это две недели из жизни двух человек, которых свела судьба. Пожалуй, так и надо снимать биографии: рассказывать одну историю, вместо попыток охватить все аспекты жизни человека.
Год назад в Берлине Мартин Скорсезе представлял отреставрированную копию «Бунтаря без идеала». Здесь же состоялась премьера «Жизни», предвещающей съемки Джеймса Дина в «Бунтаре». К чему бы это? Наверное, очередное фестивальное совпадение. Бывает. А «Жизнь» — прекрасна.
ОТСЮДА
|