Что изменили в романе?
Героя Бенно Левина. В романе Дон
ДеЛилло он предстает через записи в дневнике, как голос за кадром. Когда я
встретился с ДеЛилло, чтобы показать ему сценарий, я сказал, что изменил этот
персонаж, и он обрел плоть и кровь. В фильме этот дневник и слова имеют лицо,
глаза, артикуляцию рта Пола Джаматти. Я не хотел использовать голос за кадром,
потому что это было бы недостоверно.
Что было сложным в производстве этого фильма?
Да, я сражался за финансы. В конечном счете, все упирается в
деньги. Продюсеры не тупицы. Они читают сценарий, видят, что там много
философских разговоров, большую часть действия происходит в машине, и думают:
«Черт возьми, кто это будет смотреть?». У нас появляется Роберт Паттинсон,
Жюльетт Бинош, Пол Джаматти, но никто не гарантирует коммерческого успеха
фильма. Вот почему мне было трудно найти спонсоров.
Но фильм также затрагивает темы кризиса, протестов, - то, что может
отпугнуть какую-то часть зрителей…
Забавно, но когда Дон ДеЛилло
написал роман Космополис 10 лет назад, не было не так много признаков
надвигающегося кризиса. В какой-то мере мы предвидели кризис. Я не хочу
сказать, что ДеЛилло и я являемся пророками, но искусство в какой-то мере
предвосхищает события. Когда мы снимали сцену, где бросали торт в лицо яппи,
которого играет Роберт Паттинсон, а потом видели на экране, как в медиа-магната
кидали муляжом торта - это жутко.
Иногда, когда вы снимаете кино или пишете роман, то глядите в лицо своему
будущему.
Вы хотите сказать что-нибудь этим фильмом?
Нет. Никаких завуалированных
посланий или морали или поучений. Я не считаю себя наставником и не думаю, что
фильм должен отвечать на вопросы или
давать решения: только ставить вопросы. Я считаю этот фильм живым организмом. Типа
кролика. То есть, какое значение имеет кролик? Возможно, никакое, но он
интересен, потому что живой.
Вы хотели расширить аудиторию, когда выбирали на роль Роберта
Паттинсона, звезду Сумерек?
Не совсем. Но случилась
интересная вещь. Пока мы снимали, некоторые девочки – фанатки Сумерек и Роберта
Паттинсона прочли роман. И, по их словам, были им очарованы. Во все этом есть
что-то поразительное: кто-то заинтересовался творчеством ДеЛилло или этим
фильмом только из-за Паттинсона. То же самое случилось с теми, кто смотрел
Историю Ярости или Пасхальные обещания, потому что там играл Вигго Мортесен,
который был Арагоном во Властелине Колец.
Было сложно снимать почти все в автомобиле?
Я вообще люблю все снимать в
закрытых помещениях: это стимулирует ваше воображение, заставляет вас быть
более креативным и находить новые решения. В Мухе вообще было только три
человека: Джеф Голдблюм, Джена Дэвис и я. Я не люблю проводит психоанализ с
актерами или заставлять копаться в их
детских травмах и страхах. Я просто пишу сценарий и позволяю им
действовать. Я доверяю им. Они профессионалы. Вуди Аллен работает такими же
методами: пишет сценарий и дает им свободу действий.