В 2009 году Роберт Паттинсон заработал 20
миллионов долларов. Он стал одним из "100 самых влиятельных людей мира"
по версии журнала "Time". Он был бы британским актером с самым большим
заработком, если бы это звание не принадлежало надоедливому
мальчику-волшебнику Дэниэлу Рэдклиффу. В журнале "Forbes" замахнулись на
большее и назвали его одной из самых влиятельных знаменитостей в мире.
Независимо от того, что вы думаете о его бледно-белой коже и уложенных
волосах, Паттинсон – тот человек, которого агенты называют "важной
фигурой", можете в этом не сомневаться.
Но все же, когда вы
взгляните на его послужной список, начавшийся, по большому счету, в 2005
году с фильма "Гарри Поттер и Кубок огня", вы вынуждены будете признать
то, что парень снимался в некоторых, действительно непримечательных
фильмах. Наверное, по этой причине в журнале "Industria" знают о нем так
мало. Да, мы имели частичное представление о подростковой истерии,
окружающей роль Эдварда Каллена, которую он сыграл в подростковой
вампирской серии под названием "Сумерки" – это представление несколько
схоже с тем, что имеется у нас на счет Джастина Бибера, балеток и этих
маленьких рыбок, которые делают женщинам пилинг ног. Однако, кажется,
что все изменится, благодаря фильму "Космополис" Дэвида Кроненберга,
который выходит в этом месяце.
Первоначально главная роль в
фильме была заточена под Колина Фаррелла, однако теперь "Космополис",
основанный на романе Дона ДеЛилло, может стать для Паттинсона тем
средством, которое подарит ему несколько иное уважение (читать: со
стороны всех остальных, а не только со стороны кричащих
девочек-подростков), и если уж актер оказался достаточно хорош для
режиссера-визиониста, который подарил нам такие фильмы, как "Видеодром",
"Муха", "Сканнеры" и недавний "Опасный метод", то нам показалось, что
мы просто обязаны обратить свое внимание на "РПаттца".
"Я все переосмыслил, когда Колин покинул проект
ради того, чтобы сняться в римейке фильма "Вспомнить все", - говорит
Кроненберг. "Он, в любом случае, был слишком взрослым для этой роли. Ему
35 лет, а мне не хотелось отклоняться от книги, здесь был необходим
25-летний актер. По этой причине я начал рассматривать всех актеров
этого возраста, именно так я задумался о Робе. Я конечно же видел его в
"Сумерках", но он на тот момент не сделал ничего из того, что
действительно могло бы подвести его к тому, чтобы сыграть в
"Космополисе". И чем больше я об этом думал, тем больше мне нравилась
эта идея. Мы много разговаривали по телефону. Роб не из тех людей,
которые обладают огромным эго. Ему хотелось сыграть в этом фильме, но он
очень сомневался в том, что сможет это сделать. Его заботило только
это. Он говорил: "Вы действительно думаете, что я достаточно хорош для
того, чтобы сыграть эту роль? Я боюсь испортить фильм". Я говорил ему о
том, что эта беседа более чем убедила меня в том, что он идеально
подходит для "Космополиса".
Однако, как отреагируют на новый
карьерный шаг Паттинсона его поклонники, еще только предстоит выяснить.
Он, безусловно, решился на менее доступную публике роль в своей карьере
(в которой также нашлось место для драмы "Воды слонам" и фильма "Милый
друг"), однако действительно считаться с ним, как с актерской единицей,
заставляет то, что Паттинсон доминирует на экране (он присутствует
практически в каждой сцене) в необычной и весьма многословной истории о
миллиардере, который пересекает Манхеттен в высокотехнологичном
лимузине. Ему приходится сталкиваться с угрозами смерти, беспорядками,
новой женой и все время отчаянно нуждаться в стрижке.
Дождливым вечером пятницы 26-летний Паттинсон
расслабляется с парочкой напитков в своем родном городе Лондоне перед
тем, как отправиться на премьеру фильма "Космополис", которая состоится
на высокопарном киносмотре в Каннах. С ним интересно беседовать (история
об одноруком мужчине, моющем посуду, заставляет нас хохотать – об этом
позже), и это снова заставляет нас пересмотреть наше равнодушное мнение
на его счет. Кроме того, мы не имеем ничего против кого бы то ни было,
начинающего интервью с заявления: "Я, наверное, буду немного пьян под
конец этого интервью…".
Когда ты впервые услышал о том, что Кроненберг занимается "Космополисом"?
Роберт:
Мне прислали сценарий примерно за год до того, как я сделал это. Моему
агенту показалось, что мне будет это интересно, потому что я говорил ей о
том, что мне хочется, чтобы мне присылали все от кого бы то ни было,
пишущего хорошие сценарии. На тот момент в проекте был задействован
Колин Фаррелл, мне понравилась история, но мне казалось, что я слишком
молод для этого. Я думал о том, что бы сыграть какую-нибудь другую роль в
этом фильме. Но он исчез из виду. Уже потом, когда я заканчивал съемки в
последнем "сумеречном" фильме, этот проект снова появился, мне
предложили главную роль. Я не понял, что произошло. Это было приятным
сюрпризом.
Ты разговаривал об этом с Кроненбергом?
Роберт:
Я снова перечитал сценарий и не особо его понял. Я знал, что в этом
было что-то действительно необузданное и, казалось, что есть кто-то,
действительно понимающий, о чем эта история, но я не был этим человеком.
Поэтому мне было страшно разговаривать с Дэвидом об этом. Мой агент
сказала мне: "Ты должен взяться за эту работу", но перспектива позвонить
одному из лучших режиссеров в мире и поговорить с ним о сценарии,
который ты действительно не понимаешь, была ужасающей.
Так ты позвонил ему?
Роберт:
Я потратил неделю, откладывая разговор. Я пытался найти способ для
того, чтобы отказаться, поскольку это казалось логичным вариантом в том
случае, когда ты чего-то не понимаешь. Но я люблю все фильмы Дэвида, и
единственной причиной, по которой я сказал бы ему "нет", явилось бы то,
что я – слабак. Но я позвонил ему, я был честен и сказал, что я не знаю,
о чем в этой истории идет речь, но мне действительно хочется это
сделать, на что он ответил: "Замечательно, я тоже не знаю, про что эта
история". В конце концов, все сложилось.
Какой фильм Кроненберга ты посмотрел первым?
Роберт:
Думаю, это были "Сканнеры". Я полюбил его. Я был помешан на Джеке
Николсоне, когда был подростком. Я купил DVD, подумав, что это он
изображен на обложке, но оказалось, что это Майкл Айронсайд, от которого
я потом тоже был без ума. Еще я помню, как покупал "Видеодром". Я
никогда на самом деле не осознавал того, как сильно мне нравится
Кроненберг, но потом, перед началом работы с ним, я понял, что у меня
есть около десяти DVD с его фильмами. Я никогда не думал, что смогу
поработать с ним, поскольку казалось, что он всегда снимает фильмы с
Вигго Мортенсеном. Он потрясающий, и ты можешь понять, почему актеры
постоянно возвращаются к работе с ним.
Чем его режиссерский стиль отличается от стиля других режиссеров?
Роберт:
Он просто невероятно уверенный. Он ничто не считает чем-то из рук вон
выходящим. Но при этом у него существует словно негласное правило,
касающееся того, что актеры должны появляться на съемочной площадке,
готовые сняться в любой сцене фильма. Если Дэвид не мог понять, как
лучше снять ту или иную сцену, он просто переключался на что-то другое. В
"Космополисе" достаточно много слов, требовалось хорошенько над ними
подумать, поэтому каждый день я готовил 40-страничный диалог. Я не делал
подобного с тех пор, как играл в театре. Все остальные тоже были готовы
к этому, поэтому тебе не хотелось никого подводить.
Правда ли, что Кроненбергу не хотелось, чтобы ты как-либо отклонялся от сценария?
Роберт:
Совершенно верно. И это была одна из тех вещей, которые мне тоже
хотелось сделать, потому что больше всего мне понравилось то, как
сценарий был написан, его нестандартный темп. Я читал и книгу, она тоже
обладает необычным, несколько выбивающимся из ритма темпом – это,
очевидно, и понравилось Дэвиду. Это было здорово, поскольку тебе не надо
пытаться придумывать свои собственные слова.
Большая часть твоих сцен была отснята в лимузине. Насколько клаустрофобным это было?
Роберт:
Для меня это было замечательно, потому что вначале я невероятно
нервничал, но в лимузине я находился в комфортной обстановке, все
остальные актеры, по большому счету, заходили в мой мир. Я каждый день
появлялся на площадке раньше всех для того, чтобы первым оказаться в
машине – благодаря этому у меня был тот момент, когда другим актерам
приходилось забираться в мою машину. Там не было никого, кроме меня и
другого актера, камера крепилась на кране, а Дэвид говорил через систему
двусторонней связи. Это означало, что такие замечательные актрисы, как
Саманта Мортон и Жюльетт Бинош тоже начинали немного нервничать – для
меня это было прекрасно, потому что, благодаря этому выравнивалось
игровое поле.
Встречался ли ты со своими коллегами заранее?
Роберт:
Едва ли я встречался с кем-то, кроме Джея Барушеля и Сары Гэйдон. С
Жюльетт Бинош я встретился за две-три минуты до того, как мы снимали
сцену секса, а она – одна из трех моих самых любимых актрис в мире. Это
было невероятно сложно осмыслить.
Это достаточно смелая роль. В одной из сцен ты соблазняешь коллегу во время осмотра простаты.
Роберт:
Это была та сцена, которую мне хотелось бы отработать заранее, ха-ха.
Мне казалось, что это – одна из самых забавных сцен, которые я
когда-либо читал, и один из тех моментов, которые были урезаны – в книге
все более прямолинейно, последнее строчка там: "Я хочу медленно т****ть
тебя бутылкой, оставаясь в солнечных очках", и все это время пальцы
доктора находятся в моей з***е. Ты думаешь: "Я – тот, кто является в
этой сцене уязвимым", обычно все совершенно наоборот. Дэвид смеялся на
протяжении всей сцены. Ты стоишь в этой позе, наклонившись, и никто не
воспринимает тебя всерьез, поэтому тебе приходится быстро отказаться от
своей гордости.
Несмотря на всю сложность диалога, тебе было весело делать это?
Роберт:
Учитывая огромную многословность и сложность, может показаться, что на
съемочной площадке все было очень заумно, но на самом деле это была
самая забавная работа, какой я когда-либо занимался. Мы снимали это
таким образом, словно это комедия, это странный фильм.
В одном из моментов тебе в лицо прилетел пирог.
Роберт:
Думаю, в одном из этих дублей я сломал нос. Он у меня действительно
легко ломается, а Матье (Альмарик) сделал несколько методичное действие.
В этой сцене я умирал от смеха, я был бесполезен. Я вел себя так,
словно передо мной стендап-комик выступал.
Было ли это намеренным шагом – сделать что-то для того, чтобы отойти от "сумеречных" фильмов?
Роберт:
Этот фильм был действительно как снег на голову. Существует лишь
несколько режиссеров авторского кино, которые еще могут получить деньги
на финансирование своих проектов. И лучший способ совершенствоваться для
актера – это возможность работать с лучшими режиссерами этого жанра. К
сожалению, студии предпочитают выбирать больше новичков, нежели
классических режиссеров. Это большой риск. Что касается Дэвида, то его
работы никогда не будут последовательностью отснятых событий,
соединенных вместе и увенчанных какой-нибудь музыкой, потому что всего
его фильмы – это "нечто", это самодостаточное художественное
произведение. Когда я думаю о том, чем заняться дальше, то единственная
вещь, о которой я сужу, это сценарий, отличающийся от всего остального
настолько, что я задаюсь вопросом о том, будет ли этот проект вообще
когда-либо сделан. И я думаю, что "Космополис" – один из таких фильмов.
Последняя сцена фильма заняла двадцать страниц, на которых персонаж
предстает совершенно иным. Если вы читали какое-либо пособие по
написанию сценария, то в нем вам рассказывают о том, что необходимо
нарушить все правила в книге. Единственной причиной, по которой этой
проект был сделан, стал Кроненберг. Было бы нелепо не сделать этого.
Тебе не кажется, что теперь и у тебя есть сила, которая может позволить фильму увидеть свет?
Роберт:
Не совсем. Полагаю, я попал в категорию тех, кто потенциально может
привлечь к фильму внимание "сумеречных" поклонников, но я не знаю,
гарантировано ли и это. Мне просто повезло с этим фильмом Кроненберга,
потому что это та вещь, для которой я бы и сейчас проходил пробы; ради
того, чтобы попасть в этот проект я бы проходил пробы столько раз,
сколько бы они захотели. Я просто стараюсь не браться за плохие проекты.
Надеюсь, люди начнут замечать то, что я выбираю интересные проекты, что
у меня настоящая карьера. Я не хочу иметь иллюзорную карьеру. Я боялся
того, что мне никогда не предложат ничего интересного, что моя жизнь
пройдет и потом кто-нибудь однажды спросит у меня: "Что ж, чем ты
занимался, кроме "Сумерек"?".
Как ты справляешься с вниманием к себе?
Роберт:
Я никогда не обольщался насчет той истерии, которая окружает меня. Она
относится к тому персонажу, которого я играю – Эдварду Каллену,
романтичному вампиру. Девушки кричали на публичных чтениях Стефани Майер
еще до того, как фильм даже был сделан. Многим знаменитым людям
действительно нравится популярность, но я не могу понять, как им это
может так сильно нравиться. Я не очень ужасный человек, поэтому в тех
случаях, когда поклонники подходят ко мне на улице, я дружелюбен с ними,
но всякий раз, когда ты зол, люди не имеют представления, почему. Не
знаю, есть ли в этом смысл, порой я не помню, что говорю.
Все нормально. В октябре у тебя выходит вторая часть "Рассвета". Это будет облегчением, когда все закончится?
Роберт:
Единственная сложность, касающаяся "сумеречной" серии, заключается в
том, что персонаж не изменился. По этой причине через какое-то время я
уже не знал, что с ним делать. Все удается в книге, он был больше
простором для воображения читателей, поэтому первая часть оказалась
удачной для меня. Но через некоторое время люди начинают узнавать тебя,
ты снимаешься в других фильмах, ты больше не фэнтези-персонаж. Ты просто
парень. Не знаю, что я чувствуют на этот счет, я по-прежнему занимаюсь
этим. Пару недель назад я принимал участие в завершающих пересъемках.
Все было бы другим для меня, если бы персонаж мог взрослеть и мог бы страдать. Здесь все прекрасно в плане самодостаточной истории любви –
двое главных персонажей никогда не оставят друг друга, несмотря ни на
что – это прекрасная идея, но играть ее… Зритель знает, что случится еще
до того, как это случится. У тебя нет никакого шанса на неожиданность.
Теперь,
когда ты делаешь успехи в качестве актера, ты когда-либо оглядываешься
на то время, когда ты работал официантом и думаешь: "Я рад, что больше
не занимаюсь этим"?
Роберт: Странная вещь заключается в том, что
я не ненавидел ту работу, которой я занимался до того, как стал
актером. Мне нравилось быть официантом. Я был ужасен в этом качестве, но
я наслаждался этим. Меня уволили их трех различных мест. Однажды я
уронил бутылку вина на голову лысого парня. Это была полная бутылка
вина, но она, к счастью, не разбилась. После этого инцидента меня
отправили на кухню мыть посуду, поскольку мне не разрешали больше
находиться в ресторане, там я работал с одноруким турецким парнем.
Как он мыл посуду с одной рукой?
Роберт: На самом деле, мне кажется, что он в основном ее вытирал.
Но ему, в любом случае, было нелегко это делать?
Роберт: Он, кажется, хорошо справлялся, ха-ха.
Ты любил Джека Николсона, когда был ребенком, есть ли еще какие-либо актеры, чью карьеру тебе хотелось бы иметь? Роберт:
Я думаю, что невозможно подражать другому актеру. Все всегда равнялись
на Леонардо ДиКаприо и Дэниэля Дэй-Льюиса, но в настоящее время не
существует способа для того, чтобы пойти чьим-либо путем. Люди очень
быстро пресыщаются. Мне хочется заниматься своим делом и если людям это
нравится, то нравится. То, в чем заключается вся актерская карьера – ты
делаешь один фильм для студии, один – для себя – больше не работает,
поскольку ты можешь сделать двадцать фильмов для студии, двадцать –
только ради денег, и ты делаешь один фильм для себя, и вся твоя карьера
испорчена. Чем ты займешься дальше? Роберт: Я займусь
фильмом "Миссия: Черный список" с Жаном-Стефаном Совером, который снял
фильм "Джонни – Бешеный пес". Это будет фильм про Эрика Мэддокса –
следователя, который помог США найти Саддама Хусейна. Я общался с Эриком
в Вашингтоне, он только что вернулся из Афганистана. Он рассказывал мне
все о том, как он нашел Саддама Хусейна в течение 16 часов. Он обладает
фотографической памятью, он рассказал мне каждую мельчайшую деталь.
Надеюсь, что мы будем снимать фильм в Ираке. Я думаю, что это будет
очень здорово. Кроме того, я собираюсь сыграть в фильме "The Rover"
Дэвида Мишо. Он является частью компании под названием "Blue Tongue", я
был их поклонником на протяжении многих лет, смотрел на YouTube все их
короткометражные фильмы. Это группа друзей, которые освежили все
австралийское киносообщество. Они все умеют писать, играть и снимать, но
они нанимают только австралийцев. Я прочитал сценарий и отчаянно
проходил пробы. Думаю, я единственный буду там не австралийцем. перевод: irina_smirnova