Через неделю в прокат выходит мрачная постапокалиптическая драма с Робертом Паттинсоном и Гаем Пирсом в главных ролях. Мы попытались разобраться, готовы ли мы отнестись к ней настолько серьезно, насколько предлагает режиссер Дэвид Мишо.
Вкратце: это фильм про то, как хмурый Гай Пирс и изображающий слегка умственно отсталого подростка Роберт Паттинсон долго ездят по австралийской пустыне в поисках родственников Паттинсона, потому что эти родственники угнали машину Пирса. Паттинсон ранен в живот и заикается, Пирс непреклонен, угрюм и периодически убивает случайных людей, которые что-то не то ему говорят. Оба играют достаточно экспрессивно, только звезда «Сумерек» уж слишком старается — и почесывается, и подергивается, и лицом хлопочет, и все время в чем-то пачкается. В общем, делает все, чтобы вконец избавиться от привязавшегося к нему амплуа красавчика и кумира школьниц — в этом направлении актер с переменным успехом работает уже третий год, но пока еще не совсем преуспел. Несмотря на все это, в общем и целом «Ровер» — замечательное зрелище, если относиться к нему как к очень мрачной черной комедии, эдакому бадди-муви на фоне мировой катастрофы.
Чумазый Паттинсон — одна из ключевых составляющих фильма
Действие происходит в условном будущем, через десять лет после некоего коллапса (какого именно, не уточняется), и бесхозных машин вдоль дорог, в общем-то, хватает, но герою Пирса нужна именно та, единственная. Весь фильм его будут спрашивать почему, а он будет зло сплевывать в раскаленный песок под ногами и смотреть исподлобья, и это будет выглядеть очень убедительно. В самом конце мы узнаем, в чем было дело — и тут уже каждый сам решит, какой уровень пафоса он готов простить режиссеру. Потому что ответ буквально укладывается в один известный афоризм про людей и собак, только вряд ли к этим словам кто-то когда-либо подходил с такой убийственной серьезностью.
А вот Дэвид Мишо — очень серьезный человек, и его волнуют серьезные мировые проблемы. Свою первую короткометражку он снял про нечистого на руку юриста, впоследствии включил этого же персонажа в свой первый полнометражный фильм «По волчьим законам», после которого и прославился. Там шла речь про матриархальный криминальный клан, и вряд ли стоит уточнять, что там присутствовала серьезная, осознанная социальная критика и — шире — упрек многим человеческим грехам и страстям в целом. Сейчас Мишо работает над экранизацией скандальной документальной книги 2012 года The Operators, разоблачающей военную политику США в Афганистане. Учитывая все эти обстоятельства, приходится с тяжелым вздохом признать, что и «Ровер» не так прост: суровые братские отношения, которые со временем устанавливаются между никому не нужным слюнтяем Паттинсона и злым громилой Пирса, символизируют, помимо прочего, Австралию, которая заискивающе и доверчиво смотрит в рот Америке.
Слева — Гай Пирс в роли США, справа — Паттинсон в роли Австралии
Основные действия на экране — хождение по пустыне, главные эмоции — смирение, сожаление, скорбь, главный герой (тот, что Пирс, так как в итоге это история про него) в титрах проходит под именем Эрик, но за весь фильм никто к нему ни разу по имени не обращается. Сам Мишо утверждает, что имя в титры поставил именно для того, чтобы не было соблазна обобщить его фигуру и представить символическим героем. Еще Мишо верит в то, что, сняв фильм, нужно его впоследствии объяснять — он из тех, кто охотно раскладывает журналистам свои сюжеты на метафоры — правда, только в том, что касается политической стороны вопроса. Когда его спрашивают: «Почему у вас во всех семьях герои друг друга убивают?», он мудро смеется и отвечает: «Не знаю, я ни при чем, у меня-то в семье все в порядке».
На все вышеперечисленное у режиссера есть святое право, но, если честно, до объяснений «Ровер» выглядит интереснее, чем после. Потому что после становится как-то даже немного обидно: если Мишо и дальше будет всерьез воевать с ветряными мельницами мирового зла в таких масштабах, он рано или поздно рискует потерять чувство юмора. А ведь в мире не так много режиссеров, которые способны по-настоящему смешно поставить десятиминутную сцену, где две разваливающихся тачки просто едут друг за другом по пустой дороге. Это уметь надо. И он как раз умеет.
Наиля Гольман
ОТСЮДА
|