Главную роль в фильме, продюсером которого стал Паулу Бранку, сыграл Роберт Паттинсон. Данный проект стал экранизацией романа Дона ДеЛилло, съемки фильма проходили с мая по июль в Торонто. В кинотеатрах картина выйдет в 2012 году.
Мы прибыли в Канаду 11 июля – в то время, когда съемочная команда, работавшая над "Космополисом" и только-только покинувшая студию "Pinewood Toronto Studios", в которой прошла большая часть съемок фильма, перебиралась в другое место.
Наша цель: провести последние дни (на самом деле, последние 24 часа) на съемочной площадке нового фильма Кроненберга. Мы станем свидетелями съемок заключительных сцен фильма, описанных в последней главе книги – по большому счету, это решающий разговор, который состоялся между главным героем Эриком Майклом Пэкером (Роберт Паттинсон) и Бенно Левином (Пол Джаматти) – мужчиной, который ставит точку в этой истории.
В настоящее время Паттинсон – мегазвезда, благодаря тому, что он сыграл в "Сумеречной Саге", но с Кроненбергом он работал впервые. Его персонаж Эрик – 28-летний успешный молодой мужчина с Манхэттена. Финансист, имеющий огромное количество денег. В одно утро он решает пересечь Нью-Йорк на своем лимузине для того, чтобы постричься. Обладая чрезмерной самоуверенностью, он решает поставить все свои деньги на курс иены. По сюжету романа Дона ДеЛилло за 24 часа Эрик потеряет все свое состояние. Его преследуют не только реальные, но и неосязаемые враги, которые делают приближение ада все более и более неизбежным и необратимым.
Кроненберг, не теряя времени, умело вплетает в историю о том, как деньги разрушают личность, элементы развития галлюцинаций. Сейчас мы находимся в идеальном пространстве, созданном режиссером. Правами на экранизацию книги владел продюсер Паулу Бранку, который и предложил канадскому режиссеру взяться за этот фильм. Бранку занимался и финансовой составляющей съемочного процесса, поскольку это его первый североамериканский проект, которым он занимается вместе с канадской командой. Бюджет фильма составил более 20 млн. долларов.
Когда мы приехали в Канаду, то обнаружили, что съемки в фильме "Космополис" уже завершили такие актеры, как Сара Гэйдон, Саманта Мортон, Кевин Дюранд, Жюльетт Бинош, Джей Барушель и Матье Амальрик… Паттинсон и Джаматти все еще оставались здесь для того, чтобы отснять грандиозный финал.
Вторник, 12 июля. В 10 часов утра в холле отеля в центре Торонто мимо нас прошел Джаматти. Уолтер Гаспарович, первый помощник режиссера, приветствует нас через полчаса, когда мы приезжаем в одну из окрестностей города. Гаспарович уже работал с Кроненбергом над фильмом "Экзистенция" (1999 года). Сейчас они снова работают вместе, Гаспарович стал членом весьма дружелюбной команды, благодаря которой эти съемки похожи на семейное торжество.
Мы заходим в один из павильонов студии, размеры которого никак не меньше тысячи квадратных метров. Снаружи припарковано 20 грузовиков, которые используются для нужд актеров, оборудования и технической команды (столько же грузовиков стоит и возле соседней студии, в которой сейчас снимают римейк фильма "Вспомнить все" с участием Колина Фаррела, но, правда, без Верховена или Шварцнегера). Не стоит полагать, что масштабность фильма определяется количеством грузовиков, стоящих возле студии, потому что такого количества "оборудования" хватает лишь для первоочередных нужд.
Внутри студии режиссер-постановщик Арвиндер Грюал занимается последними приготовлениями декораций для фильма: неубранное помещение, темное здание, в котором Эрик оказывается в конце книги, вполне отражает его душевное состояние. Именно в этот момент становится понятно, что Эрик уже практически уничтожен, он пытается противостоять самому главному врагу – самому себе.
На съемочной площадке так же находится польский оператор Питер Сушицки, который работал с Кроненбергом над фильмом "Связанные насмерть" (1988 года) – в каком-то смысле, они тоже связаны друг с другом. За звук на съемочной площадке отвечает опытный Жан-Поль Мюгель. Кроме того, здесь присутствует Рон Хьюитт, а так же Дюг Ротштейн, отвечающий за то, чтобы история фильма следовала сценарию (это еще один приятель Кроненберга, который работает с ним уже более 20 лет).
На площадке находится и Дениз Кроненберг, которая работает над костюмами для фильмов своего брата (началось все с фильма "Муха"). Дочь Дэвида – Кейтлин Кроненберг, работает на площадке фотографом, это единственный человек, которому разрешают приносить на съемки фотоаппарат. Ничего странного в таких ограничениях нет, потому что неделю назад папарацци уже успели сфотографировать Паттинсона во время съемок (эти фотографии, должно быть, разлетятся по всему Интернету). Стоит отметить, что именно Кейтлин сделала те фотографии, которые вы можете увидеть на страницах этой газеты, сейчас они представлены всеобщему вниманию в первый раз.
Наше присутствие заметили. Мы появились на съемочной площадке под конец съемок, хотя любым визитам прессы здесь совсем не рады. Делая отчет с места съемок, необходимо быть весьма и весьма осторожными. Нам не разрешают пройти непосредственно в то место, где сейчас идут съемки, но в нашем распоряжении оказывается сценарий.
Нам предлагают присесть возле третьего монитора, по которому за съемочным процессом наблюдает Джаспер Врэккинг, ответственный за цифровую обработку изображения. За вторым монитором сидит Дюг Ротштейн, за первым – вероятно, Сушицки. Когда Кроненберг находится на съемочной площадке, непосредственно перед актерами, он достаточно редко пользуется услугами мониторов, предпочитая работать только с камерой: он приверженец того сообщества режиссеров, для которых достаточно всего лишь одного места для обзора.
Когда мы только зашли в студию, мы заметили белый лимузин ("Lincoln"), в котором Эрик Пэкер начнет свой путь в фильме. Нам объяснили то, что в адаптированном сценарии было решено оставить первоначальные диалоги. Кроме того, мы смогли увидеть и другие декорации: парикмахерская, например, которую Эрик хотел посетить – она напомнила нам о фильме "Обед нагишом" (1991 года).
Сейчас 10:50 утра. Паттинсона и Джаматти в студии пока что нет. Их места занимают два дублера, одетые точно так же, как и персонажи – Эрик (в черном костюме) и Бенно (с полотенцем на голове). Они присутствуют здесь для того, чтобы техническая команда могла провести последние приготовления к съемкам.
Приезжает Кроненберг, мы знакомимся, он пожимает наши руки и говорит: "Чувствуйте себя здесь, как дома" и "Вы ведь не из газеты "News of the World", верно?" (несколько дней назад разразился скандал, связанный с законностью получения информации британской газетой). Он достаточно дружелюбный, через два месяца после этой встречи мы встретились с ним на Венецианском кинофестивале, где мы брали у него интервью, связанное с фильмом "Опасный метод". Паттинсон и Джаматти смогут пройти на площадку только после того, как все будет готово.
Это случается в 12:15. Паттинсон и Джаматти появились на площадке. Все должно происходить быстро, нет времени медлить. Через 3 минуты наступает абсолютная тишина. Звучит сигнал, призывающий всех замолчать, камера начинает работать, Кроненберг кричит: "Мотор!", первый дубль на сегодня: разговор, насыщенный насмешками и иронией, происходящий между Эриком и Бенно.
"Ты расстроен из-за того, что у тебя нет возможности сыграть какую-то роль в этой жизни, ты не можешь найти себе место. Но тебе стоит задать себе вопрос: кто в этом виноват?", - говорит Эрик.
Первый дубль снят, но Кроненберг недоволен. Второй тоже срывается: Джаматти не может сдержать смех. Сушицки снова корректирует освещение. Сейчас он впервые работает с камерой Alexa от Arriflex, появившейся на рынке в 2010 году (это был ответный удар по камерам Red One от Canon).
Третий дубль – казалось бы, все идет, как надо. Но Кроненберг требует четвертый, который снова оканчивается неудачей. Во время пятого дубля Джаматти, говоривший до этого тихо, переходит на крик: "Я хочу стать известным под именем Бенно!". Никто не ожидал такого, даже Кроненберг. Тишина. Все сделано, этот дубль стал лучшим.
В час дня Кроненберг объясняет Паттинсону и Джаматти то, что им нужно будет сделать в следующей сцене. Он рассказывает им о фильме Мицкевича, на примере которого им необходимо сыграть сцену с диалогом, которая пойдет одним большим дублем, без остановок.
В это время мы спрашиваем у Мюгеля о том, что такое саунд-дизайн на съемочной площадке. Он рассказывает нам о том, что здесь есть четыре источника звука – один микрофон прикреплен на лацкан пиджака Паттинсона, другой – у Джаматтти, а еще два – закреплены сверху. Кроненберг готовится снимать знаковую сцену фильма, в которой Эрик (Паттинсон) простреливает себе руку, находясь прямо перед Бенно ("Эрик не знал, страдал ли он", как писал ДеЛилло). На площадку возвращаются дублеры, актеры уходят.
В 2:15 дня они возвращаются на площадку, первый дубль. Паттинсон заканчивает сцену, имитируя выстрел и боль. Эффектами для фильма займутся в компании "Mr. X.", на стадии пост-продакшна они добавят звук выстрела и кровь на руку Эрика.
2:40 дня: приготовления к съемкам новой сцены завершены, в этот раз все гораздо быстрее. Заключительный продолжительный диалог между Эриком и Бенно все еще предстоит снять. Джаматти добавляет в эту сцену новую дозу эмоций.
"Вот где был ответ – в твоем теле, в твоей простате".
У Эрика, как и у его убийцы Бенно, асимметричная простата, он видит в ней "важность асимметрии в целом, изменение вещей", но Эрик уже все для себя решил, это была обычная вера в нечто противоположное – в совершенство.
Кроненберг затратил на эту сцену два дубля. Кажется, делать фильмы ему довольно легко.
В 4 часа дня наступает время перерыва на обед. Кроненберг рассказывает нам о том, как удивительно работать с Паттинсоном; о том, как эта роль, возможно, сможет изменить карьеру молодого британского актера. Через полтора часа все возвращаются к работе. Съемочная группа выглядит расслабленной: они на неделю опережают запланированный график.
Уолтер Гаспарович, находясь перед монитором, наблюдает за тем моментом, как падает пистолет Эрика. После этого Кроненберг, улыбаясь, говорит нам о том, что он решил снять последнюю часть за раз, но сейчас просто необходимо усилить освещение на съемочной площадке. Сушицки не возражает: "Давайте уберем немного света со стен". Это самая главная техническая задача на сегодня.
8:50 вечера: Кроненберг, наконец-то, готовится снимать ключевую сцену. Диалог в ней весьма напряженный, он занимает около 4 минут.
"Мне все еще нужно убить тебя…", - начинает Бенно.
Неудачный первый дубль. Второй практически удается, но Пол Джаматти прерывается в конце – у него очень длинная и сложная часть. Все сосредоточились на мониторах, это важный момент, полнейшая тишина. Третий дубль еще хуже. Четвертый вроде как получился, но Кроненберг по-прежнему недоволен Паттинсоном в конце сцены: в финале книги ДеЛилло происходит своеобразное абстрагирование героя от самого себя, рефлексия. Это не так-то и легко сыграть. Начинается пятый дубль. Кроненберг говорит: "Начали!". Бенно обходит стол и целится в Эрика.
"Как бы там ни было, ты уже мертв. Словно ты – кто-то, уже умерший сто лет назад, тысячи лет назад… Я хотел, чтобы ты спас меня".
Паттинсон закрывает глаза так, как никогда прежде. На несколько секунд. Самый напряженный момент. Он открывает глаза. Кроненберг кричит: "Снято!". Это гениальный дубль, это по-настоящему ощущается. Словно вся съемочная группа на мгновение замерла, а затем выдохнула с облегчением. Эта сцена, определенно, заставит зрителей в кинотеатрах сделать точно так же – в 2012 году. Съемки завершены. В 11 часов вечера по дороге из студии мы снова встречаем Кроненберга.
"Знаете, я не мог сказать: "Снято!", пока Роберт сидел с закрытыми глазами. Я должен был дождаться того момента, когда он их откроет. Я мог бы ждать целую вечность. Великолепное мастерство".
_____________________________________________________________
Источник: http://robsten.ru
Перевод: irina_smirnova