На
фестивале в Каннах показали фильмы двух лауреатов «Золотой пальмовой
ветви» — Кристиана Мунджиу и Михаэля Ханеке. Планка конкурса резко
поднялась.
Мунджиу, получивший«пальму» в 2007 г. за фильм«4 месяца, 3 недели и 2 дня», привез драму«За холмами»(Beyond
The Hills). Каннская публика приняла ее благожелательно, но спокойно.
Легко представить, какой был бы скандал у нас — как вокруг всего, что
связано с критикой церкви. Оказывается, в Румынии это тоже болезненная
тема.
Сюжет«За
холмами» основан на документальных книгах журналистки ВВС,
расследовавшей случай экзорцизма в румынском православном монастыре в
2005 г. Как и в«4 месяцах»,
главные героини — две подруги. Они выросли в сиротском приюте, потом
одна уехала работать в Германию, а вторая ушла в монастырь. Та, что
уехала, очень скучала и вернулась, чтобы забрать подругу с собой. То
есть явилась в чужой монастырь со своим уставом, в котором главное —
любовь.
В том, что случается дальше, виноваты все и никто.
Медицина реагирует на нервный срыв девушки несколькими дозами
галоперидола и умывает руки. Монахини во главе с настоятелем доходят до
того, что пытаются изгнать из нее бесов. Но битва на самом деле идет не
за ее душу, а за душу подруги-монашки.
Мунджиу подчеркивает, что
случай — частный, а режиссерская позиция — нейтральная. Но фильм все
равно воспринимается как антиклерикальный. Мунджиу сочувствует одержимой
героине и с плохо скрытой неприязнью смотрит на обитателей монастыря(сцена
с чтением официального списка 454 грехов и вовсе сатирическая). Но дело
даже не в этом. Главное, что режиссер сражается с религией ее оружием,
выворачивая наизнанку сюжет о чуде спасения. Когда больную, которая воет
и кусается, привязывают к кресту, кажется, что это перебор(монахини должны хоть немного соображать, что делают?). Нет, не перебор, все логично: одну душу эта жертва спасет, вернет в мир.
Фильм
идет два с половиной часа. Думаете, скучный? Как бы не так! Действие не
провисает ни на минуту, кульминация работает как в образцовом триллере.
Режиссура очень высокого класса.
«Любовь»(Amour) Михаэля Ханеке —
того же уровня. Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива играют пару
80-летних пианистов. Героиню Рива разбивает удар, муж ухаживает за ней,
сперва сохраняющей рассудок, потом впадающей в младенческое состояние.
Наверное, играть это еще страшнее, чем смотреть. Несомненно, Трентиньян и
особенно Рива — первые претенденты на призы за лучшие мужскую и женскую
роли. Фильм(как
практически всегда у Ханеке) выстроен безупречно. Безнадежный сюжет и
физиологические подробности поданы с фирменной медицинской
отстраненностью и холодным отчаянием. Сцену ночного кошмара героя можно
включать в энциклопедию ужасов. Сцену, в которой муж, только что
выгнавший сиделку за грубость, пытается поить жену, а она выплевывает
воду, а он дает ей пощечину, — в энциклопедию, не знаю, психологического
реализма или самых пронзительных объяснений в любви.
Но при всем уважении это не тот фильм, за который можно давать вторую«золотую пальму». И«За холмами» — тоже не такой фильм(«4 месяца, 3 недели и 2 дня» были сильнее). Так что главная интрига 65-го Каннского фестиваля пока не завязалась.
«Иногда, я совсем забываюсь и продолжаю разговаривать с американским акцентом. Это довольно опасно потому, что в конечном итоге, через некоторое время, ты забываешь свой врожденный акцент. Это действительно странно, но раньше я никогда не использовал американский акцент,снимаясь в фильмах.»
Всего: 5788 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 5 Модераторов: 2 Супер Модераторов: 1 Переводчиков: 0 Ньюсмейкеров: 3 Обычных юзеров: 5739 Из них Парней: 904 Девушек: 4884