Человек, чье имя носит этот день, почитается как святой, принесший на Изумрудный остров христианскую веру. Хотя исследователи отмечают, что христианство существовало там и до святого Патрика. Кроме того, некоторые ученые вообще предполагают, что этот персонаж - собирательный образ.
Как бы там ни было, существует официальная биография Святого Патрика. Она гласит, что в 373 году н.э. в Британии, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик, которого назвали Мэвин Суккат. Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви. Сам мальчик был далек от веры в истинного Бога, во всяком случае до тех пор, пока в 16-летнем возрасте его не захватили в рабство и не увезли в Ирландию. Там Мэвин попал в услужение к местному вождю и шесть лет пас домашний скот - овец и свиней.
Именно в это время Мэвин от отчаяния и обратился к религии. Юноша неистово молился и Господь сжалился над ним - однажды ночью Мэвин услышал голос, указавший ему путь избавления от рабства. Преодолев множество препятствий, молодой человек возвратился в Британию, но к немалому огорчению своих близких вновь, уже по своей воле покинул отчий дом и направился в Галлию (территория современной Франции), чтобы стать служителем церкви. По прошествии нескольких лет службы его посвящают в епископский сан и нарекают Патрициусом, что означает "отец своим людям". Возможно, Патрициус - это не имя, а титул.
Примерно в 432 году по поручению Папы Целестина I святой Патрик вернулся в Ирландию в качестве миссионера. Особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно было принято практически бескровно. Народ вместе с правителями переходил в новую веру массовым порядком, а правители оказывали святому Патрику всяческое содействие. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, яркостью личности самого святого Патрика, его исключительным даром убеждения. Во-вторых, (а вернее, во-первых) тем, что бескровная смена идеологии была в это время как никогда выгодна королям и военной аристократии, которые стремились выйти из-под власти древних кельтских жрецов-друидов, вовсю пользовавшихся своим правом ограничивать правителей в полномочиях.
С личностью святого Патрика, с его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. Умер святой Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Этот день навсегда остался в памяти благодарных ирландцев.
Обычаи и традиции
Несмотря на то, что святой Патрик - герой одноименного праздника - памятен как ревнитель христианской веры, в праздновании этого Дня тесно переплелись христианские и языческие традиции. Трудно отделить одно от другого, да и не нужно, поскольку именно это хитросплетение делает праздник всенародно любимым.
К христианским традициям можно отнести ежегодное восхождение паломников на святую гору «Croagh Patrick». Предание гласит, что именно на этой горе святой Патрик совершил одно из своих чудес - изгнал всех змей. Легенда гласит, что одна из рептилий никак не хотела покидать Изумрудный остров. Патрику пришлось пойти на хитрость. Он заманил змею внутрь большого ящика и в нем бросил в море. Конечно, это всего лишь легенда, но змей в Ирландии действительно нет.
Еще одна легенда гласит, что на этой горе святой Патрик постился в течение сорока дней и ночей. Господь испугался, что миссионер может умереть, не выполнив своего жизненного предназначения. Всевышний обратился к Патрику с просьбой прекратить свой пост, но тот ответил, что согласится на это только при трех условиях: ирландцы должны стать свободными, Ирландия уйдет под воду за семь лет перед концом света, чтобы избежать бедствий и разрушений, и чтобы сам Патрик мог судить людей в час Великого Суда.
Вглубь времен уходит традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест. Существует церковный гимн, повествующий о том, что Святой Патрик, воспользовавшись трилистником, прекратил совершаемый в ирланской королевской столице того времени - Таре языческий ритуал. Также с помощью трилистника Патрик растолковывал пастве смысл Святой Троицы - одного из главных символов христианства ("подобно трем листам, растущим от единого стебля, Бог может быть един в трех лицах").
К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмочки спиртного в каком-нибудь ирландском баре. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник". Интересно, что в самой Ирландии День святого Патрика долгое время считался исключительно религиозным праздником, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы запрещали пабам работать 17 марта!
По народной же традиции этот праздник принято встречать в зеленой одежде (зеленый - цвет весны, Ирландии и трилистника). Желательно также украсить свой костюм живой или стилизованной веточкой трилистника и ирландским флагом. Постепенно появился обычай прикалывать к одежде веточки живого трилистника, который считается в Ирландии символом праздника.
Традиционно в День святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантые костюмы. В нем принимают участие духовые оркестры со знаменитыми волынками. В настоящее время в фестивальных парадах в честь Дня святого Патрика участвуют сотни миллионов людей по всему миру.
Россия
17 марта весь мир становится немного ирландским. В 1992 году к этому сообществу присоединилась и Россия. Первый парад, посвященный Дню святого Патрика, состоялся в Москве по инициативе президента ирландской компании "Аэр Рианта" Дерека Кео, которую поддержал Юрий Лужков, бывший тогда заместителем Главы Московского городского Совета.
Парад представлял шествие по Новому Арбату оркестров, конных казаков и 15 автоплатформ, представляющих многие российские и ирландские компании. Восхищенные зрители выстроились вдоль улицы и с огромным любопытством смотрели за необыкновенным действом. Парад имел огромный успех и все были убеждены, что он повторится на следующий год. Так оно и случилось, парады в Москве стали повторяться из года в год. Исключение составил 1999 год, когда Россия еще не оправилась от жесткого финансового кризиса 1998 года и последующий год. Но с 2001 году традиция широко и весело праздновать днь Святого Патрика в России, к счастью, восстановилась полностью.
17 марта широко празднуется в российских клубах и на дискотеках: ведущие перевоплощаются в "Святых Патриков", звучат ирландские песни, проходят мастер- классы ирландского танца. Веселье и зеленое ирландское пиво льется рекой.
Россию и Ирландию в последнее время объединяют все более крепкие Ирландия находится на мощном экономическом подъеме, за что даже получила прозвище "кельтский тигр". Россияне открывают для себя все новые ирландские бренды и товары. Ширится, также, взаимное проникновение культур двух стран, и, в этом отношении, праздник Дня Святого Патрика является отличным культурным проводником.
Символы праздника
В символике, как и традициях празднования Дня святого Патрика, тесно переплелись языческие и христианские мотивы.Трудно отделить одно от другого, но именно такое переплетение, раскрасившее праздник яркими красками, превратило этот день в национальный и даже международный.
Как ни странно, символом Дня святого Патрика не считается сам святой, поскольку он - персонаж серьезный, а праздник очень веселый и жизнеутверждающий.
Символами Дня святого Патрика стали атрибуты, которые можно назвать "визитнойкарточкой" Ирландии. Это и трилистник, и зеленый цвет (символизирующий, в свою очередь, и саму жизнь, и победу весны над зимой, и радость, связанный одновременно и с кельтской мифологией, и с католицизмом), и мифические персонажи - лепреконы (в частности, их шляпы), арфа и шилейла, ну и, пожалуй, виски. Вернее, не столько сам напиток,
сколько обычай распивать его особым способом именно в этот день.
Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Раньше ритуалом "утапливания трилистника" заканчивалось празднество. В последний бокал выпиваемого виски (у нас в России это называется "на посошок") надлежало положить лист клевера до того, как осушить его, то есть выпить. В народе до сих пор так и говорят - "осушим трилистник". Затем трилистник следовало вынуть из пустого бокала и перебросить через левое плечо. Сегодня от этого ритуала осталось только выражение "осушим трилистник".